Я иду в Большой зал консерватории, чтобы услышать музыку Игоря Мациевского, которую многие считают сложной, неудобной для исполнения.
Игорь Мациевский – современный композитор, блестящий ученый и исследователь, умный и чуткий педагог.
На авторском вечере прозвучали в основном сочинения духовной музыки, созданные композитором за последние двадцать лет, но был и сюрприз, о котором позднее.
Хор Петрозаводской государственной консерватории
Женский хор Петрозаводской консерватории, дирижер Е. Дыга
Все хоровые сочинения – «Пять духовных песнопений из литургии Иоанна Златоуста», «Да исполнятся уста наша», Halleluja из «Белорусской мессы» – написаны с глубоким знанием церковной, православной и католической, музыки. Несмотря на красочные гармонии и созвучия, имитирующие гетерофонию, эта музыка все же мелодична и отнюдь не радикальна. Сидя в зале, совсем не ощущаешь тех трудностей, которые пришлось преодолеть хору: настолько органично звучат в их исполнении эти сочинения. Думается, что дело здесь не столько в сложности хоровых партий, сколько в том, что хор не привык петь современную музыку. А жаль, ведь у них так прекрасно получается! Настоящая жемчужина Литургии – это «Ектинья» для женского хора, в которой всего два слова «Господи, помилуй» передают разные состояния молитвы – от тихой мольбы к истовому, почти экстатическому молению.
Настоящим сюрпризом этого вечера стала премьера Концерта для трех роялей. Интриговал в сочинении необычный исполнительский состав и то, что только первая часть этого концерта уже звучала в Варшаве и Вильнюсе. Теперь уже состоялась и online-трансляция (ее обеспечил Центр культурных инициатив – Комарт-клуб). Игру трех пианистов – А. Соловьева, Н. Гречишниковой, Е. Поликиной – было приятно не только слушать, но и видеть – настолько красивыми и пианистически выверенными были их движения.
Полистилистический Концерт, в котором, по словам автора, «проявляют характер не только пианисты, но и инструменты», очень понравился слушателям. Современные приемы исполнительства (запланированные входы и выходы на сцену пианистов, «перемена» роялей в процессе исполнения, сонорные эффекты) не отягощали сочинение, а создали атмосферу игры, импровизации, юмора. Мациевский в этом сочинении раскрывается не только как блестящий инструменталист, но и как тонкий лирик. Музыка Концерта – это сама жизнь с ее взлетами, падениями и неизменной верой в лучшее.
Слева направо: И. Мациевский, Е. Студинов, И. Смирнова
Хочется пожелать композитору новых творческих побед и выразить надежду, что все исполненные сочинения войдут в репертуар наших исполнителей.
Фото автора