В оперной студии Петрозаводской консерватории показали сатирический проект Андрея Дикоева «Нормальное» с представлением русской сатиры разных эпох. Апофеозом программы стало премьерное для Петрозаводска исполнение произведения «Нормальное» для голоса и ансамбля Бориса Филановского для голоса с электроникой и шести инструментов на текст Владимира Сорокина.
В концерте участвовали студенты, выпускники и преподаватели консерватории. Ведущим и главным персонажем этого действия стал Андрей Дикоев.
Я заранее решила прийти и выбрать себе место в зрительском зале и не прогадала. Буквально за несколько минут люди его заполнили, пришлось ставить дополнительные стулья. Были и те, кто простоял весь концерт. Несмотря на то что автор проекта сам объявлял номера, каждому зрителю при входе выдали программку.
Концерт шел час без антракта. Я бы условно раздела его на две части: первая – вокальная миниатюра, где исполнителями были выпускники и преподаватели консерватории, вторая – долгожданная премьера «Нормального», которую исполнили студенты под руководством Игоря Гарюшина.
Всем нам предстояло путешествие в музыкальную сатиру различных эпох. Открыл концерт Владимир Горбунов, исполнив светскую сказочку под названием «Козёл» М. Мусоргского. Несмотря на отсутствие декораций и помпезных костюмов, Владимиру удалось погрузить нас в некоторое театрализованное представление, при помощи своей харизмы и прекрасного актёрского мастерства.
Продолжил концерт обаятельный Игорь Макаров. В его исполнении прозвучали два романса для голоса и фортепиано А. Даргомыжского «Червяк» и «Титулярный советник». Его баритон не мог оставить равнодушным ни одного слушателя. Он покорил своим голосом до глубины души, невзирая весь сатирический подтекст романсов, а это дано не каждому!
Инициаторы концерта не могли пройти мимо XX столетия и его яркого представителя Дмитрия Шостаковича. В исполнении Ольги Грудининой прозвучали три номера из цикла «Сатиры» на слова Саши Чёрного: «Критику», «Недоразумение», «Крейцерова соната». Музыка приобрела другое звучание и фактуру. Расходящиеся диссонансы передавали напряжение и усиливали иронический характер произведения. Вокальная партия была блестяще исполнена, несмотря на все технические трудности. Виртуозные взлёты мелодии вызывали мурашки, а завуалированный подтекст улыбки на лицах зрителей.
С тремя номерами из цикла «Песни Беранже» Ю. Фалика я познакомилась непосредственно на самом концерте. Его композиции «Любитель музыки», «Живой труп» и «Маркитанка» напомнили мне о людских пороках. Андрей Господарёв очень точно передал настроение и образы, представленные в цикле. Его актёрская манера исполнения помогла понять авторский замысел.
После небольшой технической паузы мы услышали долгожданную премьеру Бориса Филановского — «Нормальное» для голоса с электроникой и шести инструментов на текст Владимира Сорокина.
Перед началом ведущий напомнил о возрастном цензе 18+ и попросил слабонервных и особо впечатлительных покинуть зал.
Сказать, что это произведение повергло нас в лёгкий шок, как людей воспитанных на традиционной классической школе, ничего не сказать. Текст взят из романа «Норма», в котором описывается заседание редколлегии литературного журнала. Пёстрое по материалу сочинение открывается в яркой и сатирической форме. Особенность текста в том, что все гласные звуки заменяются на согласные.
Большим открытием для всех нас стало то, что партию голоса исполнил Андрей Дикоев. Ему удалось открыть в себе широкие возможности голоса – от мультифоников на вдохе до «красивого» котратенорового звука и симуляции буддийского храмового пения.
Музыка стала ярким проявлением абсурда. Её неконкретность и непонятность иногда заставляла зрителей подпрыгивать. Звуки имитировали, как мне показалось, шумовой эффект разговора и возмущение участников собрания. Важно отметить, что музыканту не только удалось исполнить сложнейшую партию, но и раскрыть в себе актёрский талант.
После концерта мне удалось поговорить с автором проекта – Андреем Дикоевым.
— Как, на ваш взгляд, прошла премьера сочинения Бориса Филановского? Удалось воплотить задуманное?
— Думаю, что всё сложилось так, как должно было сложиться. Давняя идея, я сначала хотел выступить как баянист. Это ещё когда 15 лет назад мне Борис прислал ноты. Я подумал: какая интересная пьеса для баяна. Спустя какое-то время, уже работая в Петрозаводской консерватории, принял решение о том, что было бы неплохо продирижировать этой вещью. Но то, что в итоге получилось, – заслуга нашей сплотившейся команды: замечательный дирижёр Игорь Гарюшин, Вова Ефимов, мой студент-баянист. Самое главное, что мы осилили эту сложнейшую партитуру, силами только студентов, ну а я попробовал себя в роли «недовокалиста» (смеётся), вокалистом сложно сказать, так как там много мелодекламации используется. Должен отметить, что мы вообще-то третьи исполнители в мире! И всё, что хотелось донести, мы донесли.
— Почему вы выбрали композицию «Нормальное», а не, к примеру, «Мы не можем сыграть», «Шмоцарт» или Collectivision этого же автора?
— Потому что это ближе всего лежит. Есть запись, и не одна, можно хотя бы её осознать. Потому что очень трудно входить в эту музыку без хотя бы какого-то мало-мальского понимания языка композитора. Так эти ноты огорошивают, что поначалу ты просто теряешься. И если лично не знаком с композитором, то сам не разберёшься. Так как мне посчастливилось быть знакомым с Б. Филановским, я отправил ему запись генеральной репетиции, и он одобрил наше исполнение.
— Сатирические произведения Мусоргского, Даргомыжского и Шостаковича обличают пороки и язвы социального и политического положения России тех времён. В чём же гротеск «Нормального», что композитор хотел сказать этим произведением?
— Появились новые художественные приёмы и средства выразительности в XX – XXI веке, благодаря которым можно иноязычно сказать какие-то вещи, о которых не принято говорить напрямую. Важно не забывать о гениальном тексте, автором которого является выдающийся литературный деятель — Владимир Сорокин. Он один из тех, кто с абсурдной точки зрения высмеивает, с некой издёвкой всё наше бытие. Как говорит поэт Дмитрий Быков, в России сатира не то, чтобы изжила себя, а целеполагание её изменилось. Всё стало абсурдным.
— По какому принципу вы подбираете исполнителей для ваших работ? Вы смотрите на технические способности музыканта или же важно как он чувствует и пропускает через себя звуки?
— (задумался) Мне важна открытость, какая-то свобода. Ты провоцируешь студента на эксперимент, некий испуг. Например, исполнить вокальную партию, будучи не вокалистом, и если у него загораются глаза и он соглашается на это, то это мой человек. Я стараюсь, чтобы участие в таких проектах стало для студента не просто проходным, а фактом биографии.
Я поздравила Андрея Викторовича с успешной премьерой и пожелала дальнейших творческих успехов.В заключение хотелось бы сказать, что концерт произвёл на меня огромное впечатление. Такие проекты дают уникальную возможность приобщиться всем желающим к миру современной музыки. Отдельно хотелось бы отметить, что в этом проекте приняли участие не только артисты, которые были указаны в афише, но нам посчастливилось услышать на записи и голос самого Бориса Филановского.
Виктория Шубина,
студентка V курса исполнительского факультета
Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова
Фото автора