Выставка проекта финских и карельских художников «Комментарий» открылась в новой галерее общества художников Хельсинки Huuto.
В 2011 году незаметно, но успешно в Карелии прошел II Карельский Лэнд-арт фестиваль с участием финских художников. Организатор с нашей стороны – известный в Карелии автор Владимир Зорин, с финской – Тина Халлакорпи. Кстати, в Финляндии Владимира Зорина больше знают именно как активного и яркого художника по лэнд-арту, а теперь и как основателя нового направления в современном искусстве – знакизма (merkillismi).
В выставке в Хельсинки приняли участие карельские художники Виктория и Владимир Зорины, Евгения Терентьева и Игорь Монахов и семеро финских партнеров: Тина Халлакорпи, Каарина Ормио, Вейкко Бьёрк, Элина Аутио, Кирсти Раутасало, Марья-Элина Ууситупа и Тони Кески-Лиикала (танцевальный перформанс).
Собственно, задача перед художниками стояла весьма определенная: они должны были прокомментировать уже знакомые по предыдущему фестивалю работы друг друга, или же историю и особенности того места, в котором он проходил, в частности, историю заброшенной заонежской деревни Толстиково.
Спрашиваю Владимира Зорина, не кажется ли ему эта тема слишком надуманной. Но Зорин уверен, что современный художник призван размышлять и комментировать происходящее, чтобы обратить внимание бегущего по жизни человека на важные вещи, заставить его задуматься о том или ином моменте.
Именно поэтому он представил на выставке инсталляцию «Знаки», комментирующую урбанистичную сторону города-монстра. Представьте себе, что вы идете по залу и попадаете в некую среду ярких знаков, которые свешиваются с потолка. Художник создал имитацию городской среды. Мысль автора понятна. Современный горожанин живет в пространстве мегаполиса, все время ориентируясь на знаки: будь то дорожные или иные: в гигантских супермаркетах, в метро, в театре, на стадионе, в компьютере наконец. Человек уже и шагу не может сделать без знаковой подсказки. Знак, по сути, стал самым актуальным явлением современной жизни. По правде сказать, вещь очевидная, но об этом просто не задумываешься. Помню, когда впервые увидела на фото созданные в Водлозерском парке объекты Зорина, очень удивилась их необычности. Зорин работает со знаками уже давно, около десяти лет. Это он придумал новое уникальное название для своего направления, обозначив его емким словом – знакизм. Более того, у него уже есть единомышленники среди финских художников.
– Очень интересный комментарий получился у Тины Халлакорпи в виде своеобразной инсталляции, главная идея которого – стереть границы, стены непонимания между людьми, – рассказывает Виктория Зорина. – Это стол, который с одной его стороны накрыт со всеми атрибутами финского традиционного оформления – синее стекло, подсвечники, белые чашки «арабиа», а другая часть, русская, выполнена в виде фотографии, висящей на стене, на которой зритель видит исконно русское застолье с самоваром. Автору удалось соединить за одним столом две культуры, две традиции, обозначив как важный момент дружбу между нашими народами. Три части проекта, что уже позади, напоминают мне заплетенную косу из дружбы, взаимопонимания и взаимообогащения.
Игорю Монахову, показавшему на выставке в Хельсинки инсталляцию, комментирующую финский флаг, более всего понравилась работа двух финских авторов Каарины Ормио и Вейкко Бьёрка. Она представляет собой огромный скворечник, устроенный на балконе галереи. Эту работу в результате увидят тысячи людей, потому что галерея находится прямо в том месте, куда прибывают паромы.
Вернисаж, по словам очевидцев, сопровождался двумя перформансами. Тони Кески-Лиикала представил свой танцевальный комментарий, а затем все финские участники, облачившись в символические синие накидки, выложили на полу зала контуры Онежского озера, Падмозеро, на котором стоит деревня Толстиково, а также Финского залива. Это не случайно: заключительный этап проекта будет проходить в Санкт-Петербурге в Музее нонконформистского искусства на Пушкинской,10 в сентябре этого года.
Виктория Зорина. Тень
Виктория Зорина: «В прошлом году в районе Арабиа (завод керамической посуды в Хельсинки), где у нас проходила выставка, я создала объект «Тень от сосны». Поэтому в галерее Huuto я искала интересную тень, чтобы по-своему обозначить ее. Наиболее интересным объектом в галерее мне показалась колонна, и я выложила ее тень из бумажных тарелок. Материал этот я выбрала, чтобы прокомментировать еще и работу Тины Халакорпи – это была инсталляция из тарелок завода Арабиа. В результате я комментировала свою прошлогоднюю работу и работу Тины, а также место выставки – галерею Huuto.
Владимир Зорин. Знаки
Евгения Терентьева. Inside-Outside
Тина Халлакорпи. Добро пожаловать!
Вернисаж
Фото из архива Виктории и Владимира Зориных