Появляются и у нас художники, свободные от стереотипов. В заонежской деревне Толстиково прошел IV Карельский лэнд-арт фестиваль.
Как вы думаете, что может заставить мальчишку отказаться поездки на море? Денис Федоров предпочел морю деревню Толстиково в Заонежье. Ответ прост: потому что третье лето подряд в июле в деревню, где уже около ста лет стоит их родовой дом, построенный прадедом, приезжают художники. Художники не простые – те, кто занимаются лэнд-артом.
Что представляет собой лэнд-арт, просвещенный читатель, конечно же, знает. Этот вид современного искусства появился не так давно, в 60-е годы XX века и с каждым годом становится все популярнее. Создание вписанных в ландшафт арт-объектов, инсталляций и скульптур из природного и не только материала во всем мире воспринимается как серьезное искусство. Когда рассматриваешь всего лишь репродукцию с инсталляцией известнейшего в мире Ричарда Лонга на фоне горной гряды, просто дух захватывает. Поэтому неудивительно, что Дениса и его сестру Машу так захватила удивительная атмосфера лэнд-арт фестиваля, который в деревне Толстиково проводится уже в третий раз.
У дома Федоровых на открытии фестиваля
В этом году был проведен уже IV Карельский лэнд-арт фестиваль. Первоначально он был устроен под Олонцом, а потом, благодаря радушию хозяев дома в Толстиково, в первую очередь Людмилы Федоровой, крепко там обосновался. Добраться туда не так уж и просто. Автобус не ходит, потому восемь участников добирались на двух машинах. Кстати, не обошлось без приключений: на рытвинах пробили на одной из них сразу два колеса. Гости фестиваля, среди которых оказались художники из Санкт-Петербурга, Петрозаводска, одна дама из Ангарска (!), а также из ближних деревень, добирались самостоятельно.
В этом году фестиваль приобрел статус официального – благодаря министру культуры Елене Богдановой. Художник Владимир Зорин в течение всех лет являлся его инициатором и организатором, проводил фестиваль за свой счет и на взносы участников. Министерство культуры оказало поддержку начинанию, которое в будущем может стать традиционным событием международного значения.
– Мы стремимся консолидировать всех творческих людей без оглядки на членство в союзах, званиях и регалиях, – объясняет Владимир Зорин. – Более того, в фестивале могут принимать участие как художники, так и дизайнеры, архитекторы. Впрочем, если кто-то захочет создать танцевальный перформанс, ему также не откажут в участии.
Тема нынешнего фестиваля – «Человек в природе». Отчасти благодаря удаленности места проведения фестиваля, многие объекты, созданные в прежние годы, сохранились в целости и сохранности. Новые создавались в условиях не очень-то баловавшей погоды.
– В прохладных условиях думается и работается лучше, – считает бессменный участник всех фестивалей художник Виктория Зорина, автор «Новых камней». – Во всяком случае, отсутствие жары, связи и света в деревне не сказались отрицательно на творчестве, скорее наоборот.
Для фестиваля были отобраны четыре финских художника из района Оулу и Лапландии: Юрки Поуссу, Эса Мелтаус, Кари Сёдо, Теуво Туомиваара.
Юрки Поуссу в работе
Юрки Поуссу. Сейта
Юрки Поуссу уже знаком петрозаводчанам, так как принимал участие в совместных выставках. Он создал удивительный деревянный объект под названием Сейта. Когда видишь это массивное с красочным подобием иероглифов бревно, сразу понимаешь, что это мистериальный объект. Юрки пояснил: «Сейта – традиционный лапландский жертвенник, который использовали для того, чтобы улов рыбы был большим». Сейту в Толстиково художник посвятил искусству, она должна приносить счастье в дом и охранять его.
Свой объект представляет Эса Мелтаус
Теуво Туомиваара. Древо птичьих песен
Любопытную скульптуру воздвиг художник Теуво Туомиваара, признанный в этом году Человеком года региона Посио в Лапландии. Его творение называется «Древо птичьих песен». Идея объекта родилась из осознания того, что фестиваль проходит в карельском песенном краю, поэтому, в его «работе плодородность дерева выявляется прекрасными женскими формами».
Вообще, каждый раз сталкиваясь с новыми работами финских художников, как, например, с инсталляциями Марьи Канерво или Эйлы Лизы Ахтила, выставки которых мне удалось посетить недавно в «Киасме», Музее современного искусства в Хельсинки, всегда поражаюсь, насколько парадоксально, необычно в отличие от нас мыслят и творят финны. Вот и на этом фестивале их творения можно узнать без труда. Правда, появляются и у нас новые художники, головы и сердца которых более свободны от стереотипов.
Интересно, что местные жители сразу считывали идеи авторов, хотя многие традиционные художники не принимают лэнд-арт за серьезное искусство. Но после того, как увидишь настоящие шедевры лэнд-арта, в том, что это искусство, уже не сомневаешься. Для жителя деревни творчество художников не кажется бессмысленным, чудаковатым или непонятным. Им в радость уже то, что в их деревне происходит такое грандиозное событие. И они не жалеют сил. Людмила Федорова то и дело баловала гостей своей выпечкой из русской печи . Стоит сказать, что художники во время фестиваля имели возможность посетить ближние деревни Загубье, Толвуя, картинную галерею и музей в деревне Фоймогуба, где их с радостью принимали.
Владимир Зорин уверен, что в фестивале должны принимать участие молодые авторы, поэтому особенностью нынешней творческой арт-лаборатории на природе стали молодые дизайнеры Яна Готчиева и Егор Пермяков, которые представили зрителям мажорную, воздушную позитивную инсталляцию «Зарождение», которая, по словам Яны, символизирует соединение двух начал: мужского и женского: «Зеленый цвет олицетворяет дом, земную энергию, красный цвет – творческое, завоевательное начало. Симбиоз двух этих составляющих – это нечто новое, взаимодополняющее друг друга – новая Вселенная, рождение новой жизни, где невозможно существование одной части без другой».
Кстати, среди гостей фестиваля оказался бывший ученик Зориных, художник из Санкт-Петербурга Игорь Фролов. Захваченный общим творческим азартом, он не утерпел, и несмотря на нехватку времени вне конкурса создал свой символичный и емкий объект «Дверь».
Интересно, что на фоне легкой и воздушной по форме, но не по содержанию, инсталляции «Зарождение», труд корифея в области лэнд-арта Владимира Зорина, которого финские художники активно приглашают на свои фестивали, кажется основательным, как Великая китайская стена. Зорин к любому делу подходит скрупулезно, будь то эскиз эмблемы музея или скульптуры для Театра кукол. В своем объекте «Продолжения» художник использует груды камней – ровни, как называют их местные жители. Раньше местные жители, освобождая поля от камней, выносили их на близлежащие скалы.
Владимир Зорин. Продолжения
– Теперь поля заросли, остались только камни. Я хочу, чтобы они заговорили новым языком, чтобы из них выросли фрагменты материнской платы компьютера. Эти части схемы, выложенные из того же материала – камня, с внедрением современных элементов – проводов, становятся как бы естественным продолжением, расширением каменных гряд. Таким образом, время не стирает все бесследно, а из старого вырастает что-то новое, – поясняет свою идею Владимир.
Успешный дизайнер Яна Готчиева считает, что подобный фестиваль для Карелии – неоценимое благо. Ведь у художников появляется уникальная возможность, оторвавшись от цивилизации, окунуться в атмосферу творчества, вместе созидать мастерам разных культур. Есть общение, обмен опытом, да и любопытно посмотреть, как работают художники из соседней страны, столица которой, между прочим, в прошлом году была объявлена в Европе столицей дизайна.
Фото из архива Владимира Зорина