Интернет-журнал «Лицей»

Влюбить в архитектуру

Лекция Е.Е. Ициксон, 2017. фото Юлии Свинцовой

Заключительную лекцию цикла Елены Ициксон «Архитектура послевоенного Петрозаводска (1945 — 1955)»  директор Национального музея Михаил Гольденберг предварил словами: «Это стало событием и вышло за рамки музейной жизни».

Вот и мы, в очередной раз ведомые ею, мысленно выходим на улицы Петрозаводска с портретами архитекторов, застраивавших послевоенный город.

 

Знаете ли вы, что до войны здание университета было намного меньше и имело совсем другую конфигурацию? Построенное в 1937 году в стиле того времени, оно было брутальным, со всеми элементами пролетарской классики. Алексей Герасимович Барышников переделал его настолько, насколько это было возможно. Разработал проект воссоздания и реконструкции первой очереди, попытался изменить его стиль, поместив на фасаде барельефы. На стене первого осуществлённого им в нашем городе проекта должно найтись место для первой мемориальной доски в его честь.

На каждого, кто впервые с робостью переступает порог величественного храма науки и кто привычно много лет входит в него, пусть смотрит худощавый человек, с детства мечтавший стать архитектором, хорошо рисовавший, пострадавший в годы репрессий, одинокий, воспитавший много талантливых учеников, оставивший в сердцах людей добрую по себе память и завещавший свою библиотеку Музею изобразительных искусств.

 

Пройдём теперь чуть вниз по стороне университета к озеру. Вот это здание по проспекту Ленина, 29 не раз меняло своё название, но не суть. Учительский, педагогический институт, с недавних пор корпус университета. Оно даже этажность сумело поменять: из-за выравнивания рельефа из четырёх- стало почти трёхэтажным, а дворик перед ним оказался ниже уровня тротуара. Благодаря архитектору Барышникову здание было оштукатурено, поменяло объём, место расположения входа и приобрело чудесную полукруглую лестницу со спуском к нему. К сожалению, в ходе недавнего ремонта, вернувшего ему первозданную свежесть и красоту, лестница была заменена на обычную, со скучными строгими прямоугольными контурами и такими же ступеньками.

А вот сам Алексей Герасимович с уважением отнёсся к соседствующему с институтом зданию — сделал уступ, не задавив кинотеатр «Победа» и не отняв часть пространства рядом с ним. На свежепокрашенной стене бывшего пединститута мемориальная доска архитектору Барышникову будет более чем уместна – теперь в нём учатся студенты факультета промышленного и гражданского строительства.

Вместе с Еленой Ициксон спустимся ещё ниже по проспекту Ленина, туда, где несмотря ни на что – на дороговизну земли в центре города, на несовременный для городских домов материал, на возраст – стоят несколько деревянных домов. Отделкой двух из них сразу после войны занимался Алексей Герасимович Барышников. Бревенчатые дома обшили доской, контрастно окрасили так, что здание приобрело нарядные белые вертикали, а вместе с ними стройность и устремлённость вверх. Портик входа в здание горсовета (пр. Ленина, 24) опирался на столбы, двери были широкими, герб и флаг довершали картину.

Тем, что домики сохранились, и их не заменило современное громоздкое здание мэрии, мы обязаны…тюрьме. Соседство с ней здания муниципальной власти расценивается как неподходящее. Правда, несколько лет назад это перестало смущать некоторых застройщиков, но жители Петрозаводска, пожалуй, тогда впервые дружно встали на защиту исторических мест города. Их протест помог выиграть время, в течение которого была проведена историко-культурная экспертиза, а дома признаны объектами культурного наследия. Вместе с соседним деревянным домом и гостиницей «Северной» они образуют красивый гармоничный ансамбль.

— Эти дома нашли своё место, — говорит Елена Евгеньевна.

А мы укрепим здесь три мемориальных доски – в честь архитектора Алексея Барышникова, в честь активных горожан, а на третьей напишем: «Охраняется государством», и пусть это будут не только слова!

Здание Центра стандартизации и метрологии на ул. Льва Толстого, жилой дом с магазином для новобрачных на ул. Дзержинского и райисполком в Кондопоге также построены по проектам Алексея Барышникова.

А мы вместе с Еленой Евгеньевной Ициксон подошли к дому Совета Министров КФССР (ул. Дзержинского, 39), что напротив Левашовского бульвара. Когда смотришь на здание с тенистых аллей, его центральный, давно наглухо закрытый вход притягивает. Он, как и балконы над дверью и фронтон, привязаны к оси бульвара. Дом нуждается в ремонте, прогрызен магази нчиком первого этажа, стильная ограда полуразрушена, спрямлена на углу для удобства торопящихся к ТЦ «Макси» фур, а часть её столбов заменена кирпичным неоштукатуреным новоделом. Этого не увидит архитектор проекта Хаим Исаакович Логинский —  и слава богу.

Его ученики, 160 учащихся ремесленного училища №4, которым объясняли и показывали, как  умело и со вкусом надо отделывать здания, сделали бы это совсем по-другому, lege artis — по всем правилам искусства.

Архитектор Логинский не узнает, как пытались изуродовать улицу Энгельса, которую именно он проектировал с широким бульваром. Три ленты густой зелени ещё не так давно соединяли главный проспект города с Круглой площадью. Вместо средней, липовой аллеи, пытались сделать стоянку для автомашин, на боковых заменили старые тополя юной порослью, которой мужать понадобится десятилетия.

 

Петрозаводск, улица Энгельса. Был город зелени, стал город машин

 

Идя вместе с Еленой Евгеньевной по знаменитому Левашовскому бульвару, на сохранение которого лично она потратила много времени, нервов и сил, мы вышли к так любимому горожанами Онежскому озеру.

Видевшее самого губернатора Левашова, теперь изо дня в день оно наблюдает парящих в воздушных ослепительных платьях невест и их счастливых женихов.

На красивом здании ЗАГСа на набережной установим ещё одну памятную доску – Ростиславу Борисовичу Корневу, в 1945 году он сделал его эскизный проект. Этот особняк на пять квартир в трёх уровнях предназначался для первого секретаря ЦК КП(б) Карело-Финской республики Г. Куприянова и его сподвижников, но только они никогда в нём не жили. Строительство дома началось в 1946 году, и было непозволительной роскошью на фоне разрушенного Петрозаводска, бедно, трудно и голодно живущих людей.

Не получилось собрать под его крышей и разные творческие союзы в Доме искусств. Нужно было достроить третий этаж для мастерских художников, но неизвестно, был ли рассчитан на это фундамент. Писателям не хватало места, композиторам не нравился внешний вид здания. Не состоялось в нём общежитие, но на многие годы, с 1954-го по 1987-й, он стал Домом пионеров. Были даже планы его снести как не соответствующего новой архитектуре – зданию мэрии, планировавшейся по соседству многоэтажной гостинице. Или руки не дошли, или разум восторжествовал – уютное внутри и снаружи, почти  игрушечное, но опирающееся на мощный цоколь из настоящего гранита, оно привлекает внимание и радует глаз.

Фото Алексея Стеценко

Прогулявшись вдоль озера, под руководством уважаемого лектора мы дошли до набережной Гюллинга. Рассмотрели здание бывшего общежития техникума архитектора Фарида Измайловича Рехмукова (дом №15). Если бы выбелить, как раньше, небольшой портик, две коринфские колонны и карниз, как бы оно заиграло, как бы украсило улицу!

 

Следуя за рассказом Елены Евгеньевны Ициксон, возвращаемся в центр города, где по улице Куйбышева находится здание Законодательного собрания (дом № 8), построенное также по проекту архитектора Рехмукова. Затем спускаемся к бывшему педагогическому институту на ул. Пушкинской, 17. Задумывал его Фарид Измайлович совсем другим, с колоннами, акцентами, башенками, но знаменитая «борьба с архитектурными излишествами» и тут сделала своё дело. Спасибо автору проекта, что уберёг этот храм науки от практичной, но не подходящей к этому случаю облицовочной плитки, настоял на оштукатуривании.

Человек строгий и жёсткий, но которого «все любили», который «влюбил своих учеников в архитектуру», воспитал достойных и уважаемых учеников, среди которых известные петрозаводчанам Эдуард Андреев и Владимир Антохин, он ещё в 1962 году переехал в Уфу. Но спустя 14 лет его так часто и просто вспоминали все вокруг, что юной, только начинавшей работать в Петрозаводске Елене Ициксон показалось, что он где-то рядом, ненадолго вышел в короткий очередной отпуск и скоро вернётся.

 

Под эти тёплые воспоминания подходим к кварталу, который можно назвать «тарлеровским», столько здесь зданий руки одного мастера — Лазаря Юделевича Тарлера.

Одно занимает место бывшего Гостиного двора. Сложная для архитектора задача – его детище должно достойно выглядеть и с площади Кирова, и с двух больших улиц – Карла Маркса и Куйбышева. И эта задача была успешно решена. Все соседние жилые дома вокруг также построены по проекту Л. Тарлера, их всегда хочется внимательно разглядывать. Лазарь Юделевич прекрасно рисовал, «рисует и удержу не знает». Линии перетекают одна в другую, кружатся, рождая, кажется, на наших глазах чудесные композиции из многих элементов. За ними нужен хороший бережный уход.

Елена Евгеньевна обращает наше внимание, как вместо одной из квартир в этом здании разместился магазин женского белья: аккуратно и корректно, никаких козырьков и ярких дверей, а потому не раздражает и не кажется инородным для дома телом.

Не то мы увидим на другом здании архитектора Тарлера (ул. Кирова,6/ул. Титова, 12).

— У каждого магазина своя архитектурная тема, — говорит Елена Евгеньевна с горечью, показывая нам входы в магазины обуви, фототоваров, пластиковых окон и турпутёвок, испещривших его с улицы Титова. Два примера – как можно и как нельзя вести себя с чужими архитектурными воплощениями, со ставшими уже историческими домами.

А вот зданию врачебно-физкультурного диспансера (ещё одна работа Л. Тарлера, ул. Кирова, 3) повезло, «над ним никто не надругался». Козырьков не пристроил, расстекловку в основном сохранил. Как и у людей, у зданий разные судьбы.

 

Мы удивились и обрадовались, узнав, что Лазарь Тарлер 26 марта будет отмечать своё 90-летие в Америке, где уже давно живёт. Он и в этой стране имел архитектурную практику и успешно работал в ювелирной фирме и художественной школе. Вот где его умение рисовать пригодилось и было востребовано.

Шлём юбиляру самый тёплый привет из города его юности Петрозаводска. Благодаря Елене Евгеньевне Ициксон после её лекций мы можем это сделать очень осознанно.

 

 

Возвращаясь в центр города, останавливаемся у здания музыкального колледжа имени К. Раутио на улице Свердлова, 25. Это единственный осуществлённый в Петрозаводске проект архитектора Леонида Ефимовича Рудакова. Внешний вид здания предполагался более пышным, но борьба с «излишествами» и тут победила. Зато вестибюль выполнен точно по авторскому проекту. Колонны в зале были отменены, но пилястры остались. Оказывается, они не только архитектурная деталь, но ещё и делают звук объёмным, именно поэтому гладкие стены в концертных залах недопустимы. Очень радует, что здание несколько лет назад было отремонтировано, да ещё хорошо и бережно. Профессионально.

Виртуальные мемориальные доски, которые мы сейчас с вами установили по всему центру Петрозаводска, пока существуют только в этой заметке. Погуглив, я обнаружила всего две реально существующих с упоминанием имён архитекторов – на зданиях Речного вокзала и Музыкального театра. Третья на здании бывшего пединститута на Пушкинской в официальном перечне не значится. Нет ни одной улицы в честь петрозаводских зодчих. Большое упущение и неблагодарность!

Памятная доска на здании бывшего пединститута на ул. Пушкинской.

 

Вот и пролетели шесть лекций авторского цикла Елены Евгеньевны Ициксон, посвящённые архитектуре послевоенного Петрозаводска и его создателям. Начавшись зимой, они привели нас в весну, а из прошлого в сегодняшний день. Очень надеемся, что когда-то появится книга, автор напишет её так, как только она умеет – профессионально, подробно, с документальными подтверждениями, уважительно и тепло. А сейчас, тщательно записанные, её лекции донесут до туристов экскурсоводы, в большом количестве постоянно присутствовавшие в зале. Да и каждый из нас благодаря ей уже немножко экскурсовод! И, надеюсь, бережный хранитель общего достояния. Потому что, как можно сохранять, не понимая истоков, истории, взаимосвязи, стремлений и воплощений? А, зная это, не сохранять уже невозможно.

Здания переживают своих творцов и, значит, создавая их, архитекторы всегда думают или должны думать о том, что делают это не только для настоящего, но и для будущего. Примут ли, оценят ли потомки, скажут ли спасибо, будут ли их творения радовать глаза и души?

Теперь мы, кому посчастливилось услышать уникальные, кропотливым долгим подвижническим трудом собранные материалы Елены Ициксон, знаем, чего стоило архитекторам послевоенного времени создавать наш город, и с благодарностью будем помнить их имена.

Как всегда после лекции много вопросов, не хочется расставаться

Фото Юлии Свинцовой

Exit mobile version