Именно таким оказался концерт открытия Международного фестиваля камерной музыки «Осенняя лира», приуроченный Карельской филармонией ко Дню музыки.
И первое октября 2017 года для всех, собравшихся в Большом зале филармонии (а зал соединил людей с очень разными музыкальными пристрастиями и вкусами), останется отрадным воспоминанием если не навсегда, то очень надолго.
Главным творцом этого праздника стал Алексей Уткин – один из блестящих представителей нашего исполнительского искусства, музыкант, по праву получивший титул «Золотого гобоя России». Феноменальная музыкальная одаренность и безостановочное движение к вершинам возможного в игре на гобое и его родственнике – английском рожке превратили Уткина в исполнителя, услышав которого однажды, человек остается покоренным на всю последующую жизнь, ибо каждая новая встреча с музыкантом открывает в его таланте новые грани.
Надежную творческую школу Уткин прошел в оркестре Владимира Спивакова «Виртуозы Москвы» и был замечен там как гобоист, извлекающий из своего инструмента звук особого наполнения, бесконечно богатый в своей выразительности по эмоциональной гибкости и бездне красок. Благодаря этим качествам он практически вывел гобой из статуса оркестрового инструмента в солисты первой величины. И далее уже утверждал себя как солист на мировых концертных эстрадах. Со временем на него обратил внимание глава старейшей французской фирмы LE LOREE, создавший специально для Уткина инструмент, на котором Алексей и играет, освоив весь основной классический репертуар от И.С. Баха до Шостаковича и Пендерецкого.
С особо щедро одаренными исполнителями нередко так происходит, что овладев в совершенстве своим инструментом, желая расширить поле творческой деятельности, они обращаются по сути к другой профессии – дирижированию. Примеров подобных метаморфоз немало, на наших глазах это началось с Мстислава Ростроповича. Избранным счастливцам удается создать и свой оркестр, что блестяще продемонстрировали Владимир Спиваков и Юрий Башмет. В эту обойму вошел и Алексей Уткин.
В 2000 году он создал и возглавил камерный оркестр «Эрмитаж», который по приглашению возглавлявшего Костомукшский Международный фестиваль камерного искусства Виктора Горина в 2002 приехал в Карелию. Так состоялось незабываемое знакомство с этим феноменальным музыкантом. С гобоем он не расстался.
Продолжая свой триумфальный путь солиста, он встал за дирижерский пульт и стал тем, кто определяет художественную политику коллектива. Эта деятельность оказалась не менее успешной, и в 2010 году он получил предложение создать и возглавить Государственный академический камерный оркестр России. С этим оркестром нам довелось встретиться теперь. Опыт приносит свои результаты – обогащает и шлифует мастерство, оркестр в его нынешнем качестве не хочется сравнивать ни с чем. То, что мы услышали в состоявшемся концерте, бесконечно удивляет и радует: молодые ребята демонстрируют высоты совершенства, как в плане безукоризненной техники, так и в художественных результатах, рождающихся по мановению довольно скромной жестикуляции Маэстро.
Никогда не забывая о гобойной классике, Уткин не ограничивается ее ареалом, понимая, что настоящих музыкантов невозможно воспитать, не вводя в их исполнительское пространство новой музыки, созданной композиторами ХХ и ХХI столетий. При том, что в мире появляется много откровенно неинтересного, он отбирает наиболее привлекательное, в чем руководствуется высочайшим вкусом. Часто привлекающее его произведение создано не для струнного оркестра, тогда Уткин делает собственные обработки, порой превращая исходный первоисточник в роскошно звучащую композицию. Казалось бы, ресурсы струнного оркестра, лишенного прочих оркестровых тембров, не дают возможности развернуться. Но оркестр Уткина с прибавленной к струнным перкуссией (попросту – ударного инструмента), выразительные возможности которой именно в новейшей музыке используются чрезвычайно широко, совершает чудо. Этим находкам слушатель внимает и невольно поддается обаянию звучащего волшебства.
Два отделения прошедшего концерта на равных поделили классику и современность. В начале программы прозвучал один из самых знаменитых классических шлягеров – Adagio А. Марчелло. Пленившись мелодической красотой и поистине вселенской печалью, эту пьесу исполняют очень многие инструменталисты. Но природа гобоя, да еще гобоя Алексея Уткина, наиболее адекватна сочинению.
Замечательно прозвучал Концерт для скрипки, гобоя и струнного оркестра И.С. Баха, в котором достойное партнерство Маэстро в дуэте составила концертмейстер оркестра лауреат международных конкурсов Екатерина Назарова.
Гораздо реже можно услышать Концерт для гобоя с оркестром До мажор Йозефа Гайдна, за что слушатели должны быть особо благодарны Уткину.
Наверное, каждый из музыкантов оркестра может претендовать на роль, солиста, но мы услышали лишь избранных. Во втором отделении к Екатерине Назаровой присоединились в разных произведениях скрипачи Илья Мовчан, Дмитрий Косолапов и перкуссионист Василий Колода, – все лауреаты международных конкурсов. Тем, кто причастен к музыкальному миру Петрозаводска, особенно приятно было увидеть, а тем более услышать среди музыкантов оркестра Илью Мовчана. Скрипач закончил Петрозаводскую СОШ № 1 (Школу искусств), поступил в Московскую консерваторию в класс весьма известного скрипача профессора Эдуарда Грача, играл в созданном им камерном оркестре «Московия», затем несколько лет учился в Англии. И вот три года он – участник чудо-коллектива Алексея Уткина. И сам он чудо (по определению Маэстро). Свою незаурядную индивидуальность, удивительное мастерство и артистизм он продемонстрировал в исполнении «Ирландской мелодии» для трех скрипок, струнных и перкуссии (обработка Уткина).
Совершенно новым для большинства слушателей оказалось исполнение «Метаморфоз» для гобоя, струнных и перкуссии знаменитого исполнителя (гитариста-виртуоза) и композитора Джона Маклафлина. Наверняка впечатления от этого сочинения (тоже в обработке Уткина) разнятся, но мы всегда рады услышать что-то неизвестное.
Последней в программе концерта значилась «Индийская мелодия» для струнных и перкуссии – еще одна обработка Алексея Уткина. Но восторженные слушатели долго не могли успокоиться и в жажде «добавок» не отпускали исполнителей, на что Маэстро оказался весьма щедр.
Ну что ж, остается поздравить филармонию со столь блистательным началом и пожелать дальнейших успехов в ее не престижной в наше время, а потому и нелегкой деятельности.
Фото сайта classicalmusicnews.ru и Карельской госфилармонии