Интернет-журнал «Лицей»

Дуэль скрипки и альта

Карэн Шахгалдян (слева) и Максим Новиков. Фото с сайта kgfptz.ru
Карэн Шахгалдян (слева) и Максим Новиков. Фото с сайта kgfptz.ru

На сцене Карельской госфилармонии прошёл не просто концерт, а настоящий «Поединок» двух ярких музыкантов —  Карэна Шахгалдяна и Максима Новикова. 

С ними побеседовала студентка Петрозаводской консерватории, скрипачка Людмила Самохина.

Частый гость Карельской филармонии скрипач Карэн Шахгалдян на этот раз появился на сцене с альтистом Максимом Новиковым, который показал всю красоту звучания  и благородство тембра своего инструмента. Двое прекрасных музыкантов в этот вечер выступили в дуэте. Они сумели увлечь слушателей не только своей игрой, но и артистизмом. Необычное название  программы – «Поединок»,  заставило обратить на себя внимание. Элемент театральности, которым музыканты сопровождали свое выступление, не мог оставить публику равнодушной. Та лёгкость, с которой они общались со слушателями, завораживала. К счастью, музыканты не сразу покинули Петрозаводск, и появилась возможность с ними побеседовать.

–  Вы яркие солирующие музыканты, но на этот раз выступили как партнёры по камерному ансамблю. Как вообще возникла идея подобной программы? Предложил кто-то из вас, или всё же решение было совместным?

Карэн: –  Конечно, совместно. У нас, в принципе, не бывает так, чтобы предложил кто-то один.  Идеи вырастают из нашего человеческого общения.

– Судя по всему, вы давно знакомы…

Карэн: –  Мы знакомы со времён консерватории, играли когда-то вместе в ансамблях. Потом Максим уехал на девять лет в Китай. Когда вернулся, мы нашлись и встал вопрос о том, что нам можно делать вместе.  

–  Именно тогда и возникла эта идея?

Карэн: –  Да, примерно восемь лет назад. Такую программу, чтобы весь концерт звучали только скрипка и альт без рояля, встретишь не часто. Была проведена большая исследовательская работа по поиску материала, и потихоньку программа стала выстраиваться. Один композитор с другим, как они сочетаются. Такие персоналии, как  Игнац Плейель, Алессандро Ролла, –  фигуры очень интересные. Стали это всё отрабатывать, присоединять друг к другу и начали играть. Потом оказалось, что это довольно интересно звучит всё вместе. Хотя вначале нам казалось, что может быть немного однообразно, потому что все произведения написаны примерно в один временной период.

–  Но вы преподнесли это очень театрально, что  явно  пришлось по душе слушателям.

– Тут, конечно, есть небольшой элемент театра, — улыбается Карэн. –  Название «Поединок» возникло из нашего общения, разговоров. У Максима вообще была идея сделать совместную передачу с нашим конферированием. Отталкиваться от наших противоположностей, даже играть на этом. Было бы интересно.

 

Музыканты постоянно подшучивают друг над другом не только на сцене, но и во время нашей встречи.

 

–  Ведь это огромная работа, и  не только исследовательская. Как проходила подготовка, учитывая ваш гастрольный график и огромную занятость помимо исполнительской деятельности?

Карэн: –  Когда начинали вместе играть, работать над этой программой, то много времени этому посвятили. Потом было легче встречаться и снова, что называется, ставить эту программу на рельсы.

– Кстати, в 2009 году, как раз примерно в это время, и начали играть, –  добавляет Максим  (в отличие от Карэна он был немногословен), и много где играли. И в России, и за границей. Сегодня двадцать третий раз, если не ошибаюсь.

–  Вы вместе играете уже не один год, поэтому хочу спросить вас: какими качествами, по-вашему, должны обладать музыканты, чтобы состояться как ансамбль? И в чём сложность, на ваш взгляд?

Максим: –  Не выпендриваться в первую очередь. Это очень важно.

Карэн: –  Согласен.

Максим:  –  Это вопрос профессионализма. Мы с Карэном два солиста, и каждый со своим мнением о музыке. А здесь ты не можешь сказать «я». Тем более в такой программе, как у нас, когда у каждого есть возможность поиграть соло, а другой в этот момент играет аккомпанемент. Я не люблю слово «толерантность», но, на мой взгляд, это единственный случай, когда толерантность имеет место быть.

–  Возможно, как и для большинства музыкантов, какой-либо вид инструментального исполнительства вам всё же ближе. Что предпочтительнее для вас? Камерный ансамбль или сольное исполнительство?

Максим: –  Мне ближе одному  играть. Или с оркестром, когда у тебя есть дирижёр, с которым ты договорился. Большой оркестр, не камерный. На втором месте, наверное, с роялем и дуэты с различными инструментами.  Про дуэт с Карэном я не говорю, это для меня отдельная тема. А дуэтов у меня было много, и много записано. Но лучше, конечно, одному. Тогда у меня есть возможность хорошенько подумать, и там виноват уже сам. Не говоришь, что партнёр допустил промах и ты из-за этого тоже.

–  Карэн, а вам?

Карэн: –  Нет, у меня такого разделения нет. Я не могу сказать, что  мне нравится одно больше, а другое меньше, потому что это для меня совершенно разные вызовы, совершенно разные удовольствия. То есть они равнозначные для меня по силе, но совершенно разного наполнения, и разного характера.

–  Есть ли любимый композитор?

Карэн: –  У меня точно нет. У меня есть дочка и сын, я же не могу сказать, кого больше люблю.

Максим: –  Ну, например, те композиторы, чья музыка записана на моём последнем диске. Они  самые любимые, потому что было потрачено много времени и сил. Близко то, что играешь на данный момент.

После концерта Максим подарил свой диск.

Карэн: –  Это же, как в системе Станиславского: классический актёрский подход. Ты должен вживаться в ту роль, которую  играешь на данный момент. Так и здесь. То произведение, которое ты выбираешь, ты его должен любить. Обязательно, иначе не имеет смысла это делать. Другой вопрос, что музыки, которую я больше играю, написано в романтическом жанре и количественно, и качественно больше, чем музыки классического репертуара, и современного, которую я тоже играю, но меньше.

–  Любите современную музыку?

Карэн: –  Да, и люблю и играю. Вопрос в её качестве.

Максим:  –  А я в основном современную музыку играю. В силу того, что не очень много было хорошего для альта написано раньше. Но я как раз создаю новую альтовую школу благодаря композиторам, у которых заказываю новые произведения.  Я знаю, что мне нужно, в каком стиле должно быть произведение. Поэтому всегда получается очень интересно. Композиторов, написавших музыку для меня, уже восемь. Так постепенно создаётся новая база для альтистов. У меня есть ученик, который в 16 лет сыграл уже несколько каприсов Пелециса. Для того, чтобы потом получился хороший альтист, его с детства нужно пичкать хорошей музыкой, которой для альта написано не так много.

Максим Новиков очень близок с латвийским  композитором Георгсом Пелецисом. На концерте в исполнении музыкантов прозвучали несколько его каприсов для скрипки и альта.

–  Максим, вы ведь здесь впервые. Как впечатления от проведённых дней в  городе?

Максим: –  Не знаю… Холодно. Темно.

Оба смеются.

Максим: –  Но у меня очень много друзей из Москвы любят летом приезжать в Петрозаводск. Я слышал такие слова: «набережная, белые ночи, прекрасная рыба».  

–  Да, летом здесь  действительно очень красиво. Карэн уже не раз выступал с оркестром Карельской филармонии, а у вас, Максим, нет  планов на сотрудничество с симфоническим оркестром в качестве солиста?

Максим: –  Позовут – приеду. Не позовут – не приеду.

Карэн: –  Будем надеяться, что Максим приедет. У него есть много чего интересного. И новой музыки, и музыки известной, которую он играет очень по-своему. Поэтому я думаю, будет сотрудничество в будущем.

–  Были ли сомнения относительно выбранной профессии?

Карэн: –  Мне было уже поздно сомневаться.

Максим:  –  Конечно, были. Они у меня каждый месяц.

Карэн (в шутку): –  Ну, у него вообще тяжёлая ситуация – человек на  альте играет.

Максим: –  Когда музыкант понимает в конце месяца, что у него с бюджетом, он должен сомневаться. Правильно ли ты сделал, что пошёл в музыку, или нет.

– Справедливо. Но разве можно отказаться от этого? Ведь жизнь музыканта яркая, интересная, уникальная. И в то же время это огромные психические нагрузки. Как вы расслабляетесь? Есть какие-то увлечения не связанные с музыкой?

Карэн: –  Что такое музыкант, актёр, например? Это человек, который  выносит на сцену то, что перерабатывает в себе. То есть он показывает свой внутренний мир. Как можно наполнить свой внутренний мир жизнью? Только тем, что вокруг тебя. Если сидишь и примитивно делаешь что-то одно, то таким и будешь на сцене, и это будет слышно.

Максим: –  У нас нет свободного времени. Я записываю диски, сам редактирую, записываю клипы, фотографирую.

Карэн: –  Готовит вкусно.

Максим:  –  Но для меня расслабление – это полная тишина. Я выключаю всё. Ни телевизоров, ни книжек, ничего не должно быть. Всё должно быть в темноте и тихо.

Карэн:  –  Нет, у меня такого не бывает.  У меня расслабление –  в процессе.

 

Карэн Шахгалдян (слева) и Максим Новиков. Фото с сайта kgfptz.ru

–  Что бы вы хотели посоветовать будущим поколениям музыкантов?

На этот вопрос Максим, уходя, ответил так:

–  Будущим поколениям музыкантов я посоветую не становиться музыкантами.

– Ты иди, а мы ещё немного поговорим, улыбаясь, сказал вдогонку Карэн. – На мой взгляд, нет лучшей профессии, чем та, которой мы занимаемся. Она самая сложная, потому что это и профессия и образ жизни. И сама жизнь. Этим нельзя заниматься в определённое время. Ты всегда в этом думаешь, не маниакально, конечно, а просто это часть твоей жизни, естественная среда. Ты всегда находишься в музыке, даже если играешь в гольф, – ты музыкант. Всегда. Это нельзя отменить. Это бухгалтером можно быть с десяти до шести, а музыкантом нельзя быть какое-то время. Если ты ощущаешь себя таким, то этим стоит заниматься. И если тебе это приносит удовольствие, такое полное погружение в эту профессию, тогда это невероятный кайф, который ни с чем другим сравниться не может.

–  Полностью согласна с вами!

Карэн: –  И если ты это понимаешь и чувствуешь, то ты по-другому понимаешь жизнь. Вкус всего ощущаешь иначе. И это даёт только музыка. Театр – может быть, но не в такой степени. Музыка – ещё больше, потому что кроме «слова» есть ещё «над словом». Плюс мы занимаемся феноменальным, по сути,  делом. Что мы делаем на сцене? Мы выполняем волю композитора, который, допустим, умер давно. Мы играем произведение, написанное им, его текст. Мы должны его прочитать, но имеем право внести в него своё собственное мнение. То есть его идею передать, присоединив свой взгляд на эту идею своим уникальным звуком, который есть только у нас. Это вообще невероятно. Такого не может быть ни в одном другом виде искусства. Ты становишься со-творцом. Плюс есть, конечно, вопрос профессии: этим нужно хорошо владеть. Но это технологическая составляющая, а есть мистическая, музыкальная составляющая. Поэтому я не могу не посоветовать этим заниматься.

–  Глядя на вас обоих из зала и из  разговора с вами, я поняла, насколько вы  с Максимом разные. Как  находите общий язык? Судя по всему – это непросто…

– На этом и построена наша история, – отвечает Карэн, улыбаясь. – Это же,  как в семейной жизни. Что такое идеальная семейная жизнь? Это не значит, что муж и жена похожи. Или они любят  рисовую кашу по утрам. Не в этом секрет семейной жизни и счастья. А когда вы готовы друг друга слушать. Я, конечно, сильно упрощаю, но идея в этом. То же самое в дуэте. Если ты хочешь выслушать своего партнёра, если его мнение тебя интересует – это и есть ансамбль. А вообще есть четыре области, в которых человек проявляется себя максимально ярко. Это камерная музыка, именно камерная, когда играешь в ансамбле. Это командные виды спорта: футбол, хоккей, например. Еще человек за рулём в машине, и это отношения между полами. Но камерная музыка – самое главное.

Интервью взяла

 Людмила Самохина, студентка Петрозаводской консерватории имени А.К. Глазунова

Exit mobile version