Интернет-журнал «Лицей»

Чудо-десант

Концерт "Юные дарования России"
Концерт «Юные дарования России»

На фестивале «Белые ночи Карелии» с большим успехом выступили ученики московской Центральной музыкальной школы 

Уже многие годы в Петрозаводск на музыкальный фестиваль «Белые ночи Карелии» по приглашению его создателя и художественного руководителя фестиваля Виктора Михайловича Горина приезжают для выступлений дети. И мы не устаем удивляться и радоваться тому, насколько щедра и разнообразна наша земля талантами.

Подобные встречи вселяют надежду на то, что несмотря на все финансовые сложности «красота спасет мир», Федор Михайлович Достоевский был прав. Именно в искусстве и культуре в широком понимании красота является главным мерилом ценности, именно ее с древности искали обитатели земли. А что касается музыки, то наукой давно доказано, что музыка помогает ребенку формировать умственные способности и воспринимать законы нравственности, делая его человеком.

Художественный руководитель фестиваля Виктор Горин

Группу детей собирает и возглавляет Мария Юрьевна Журавлева, преподаватель по классу виолончели Центральной музыкальной школы (ЦМШ) при Московской консерватории. Уже почти сорок лет она успешно воспитывает виолончелистов, занимаясь с ними с азов до школьного финиша и поступления в консерваторию. Учитель в самом высоком понимании этого слова, в 2013 году она удостоилась звания «Лучший педагог года», и это помимо множества других знаков признания заслуг.  На ее счету немало выдающихся музыкантов, особое место среди которых занимает хорошо известный нам ее сын – Сергей  Антонов, в итоге ставший золотым лауреатом XIII конкурса Чайковского. С  ним мы встретимся и в нынешней программе «Белых ночей», в осенней его части.

Впервые Мария Юрьевна появилась в Карелии, сопровождая Сережу. А затем как сказочная матушка Гусыня она собирала под свое крыло помимо виолончелистов детей других специальностей, и не только из ЦМШ, но и из менее известных школ столицы. В этом году она привезла девять вундеркиндов – скрипачей, пианистов и виолончелистов, такая представительная группа сложилась впервые. С некоторыми из них мы уже знакомы, а виолончелист Данила Владыко  порадовал нас уже в пятый раз.

Очень необычны была программа вечера. Его идея принадлежит Виктору Михайловичу. Как правило, раньше они демонстрировали свои достижения в сопровождении фортепиано. На сей раз все дети играли  с оркестром. Для малышей это просто невероятно, ведь в таком исполнительском варианте надо думать не только о себе, но и чувствовать заложенную композитором нерасторжимую связь с оркестровым звучанием, а это дело опыта. У кого-то он  уже начал вырабатываться,  но не у всех.

Практически все эти дети имеют множество наград за выступления на различных фестивалях и конкурсах. Они на редкость бесстрашно выходят на сцену, здороваются с дирижером (как правило, рукопожатием), оркестрантами и кланяются слушателям, умиляя всех присутствующих выработанными манерами, в деталях которых все-таки каждый индивидуален. Но и над этим помимо главного – музыкального воспитания — неизменно работает педагог.

Что касается непосредственно исполнения, то в при подготовке сделано все настолько крепко, со страховкой от возможных неожиданностей, что можно быть уверенным – они не подведут. За все годы высадки десанта чудо-детей на территории «Белых ночей» ничего подобного не случалось, хотя понятно, что не волноваться педагог не может.

При несомненной талантливости всех детей в каждом из них есть что-то очень свое, для определения чего порой трудно найти адекватные словесные формулы. К тому же с вырастанием, расширением кругозора, впитыванием неизбежных влияний отрок будет меняться порой до неузнаваемости. Недаром  даже в гениально одаренных людях современники часто ошибались. Поэтому не будем визировать наши ощущения, а просто – внимать тому, что слышим в данный момент.

Самый младший в группе – скрипач Илья Куров, он еще не завершил свое первое десятилетие, но уже обладает многими наградами, в том числе званием лауреата II cтепени, завоеванным на Международном музыкальном состязании  в Греции. И совсем недавно в Международном конкурсе «Тhe Josef  Micka   Violin  Competition 2018» в Праге занял 1-е место и получил спецприз. В Карелии он уже второй раз. Как и все участники нынешнего тура фестиваля, занимается в ЦМШ, а  как все скрипачи – в классе  педагога Татьяны Анатольевны Полозовой. Он исполнил I часть Концерта Моцарта «Аделаида», созданного девятнадцатилетним композитором в числе группы из пяти скрипичных концертов в 1775 году. По одной из легенд он был создан прямо в присутствии принцессы Аделаиды, скептически воспринимавшей одаренность композитора. Отсюда и название. Илья с честью справился с достаточно непростой исполнительской задачей.

Немного старше Ильи пианистка Саша Завидова, и она тоже второй раз в гостях «Белах ночей». Рондо Ре мажор Моцарта в ее исполнении покорило выразительной мягкостью и  яркими контрастами.

В прошлогоднем знакомце виолончелисте Льве Архангельском  произошло заметное взросление. В минувшем году в Петрозаводске он не только поучаствовал в фестивале, но и завоевал звание лауреата I  премии Международного конкурса исполнителей на струнно-смычковых инструментах имени Н.А. Щербаковой. Исполненная им I часть Концерта И.С. Баха до минор прозвучала очень солидно.

Впервые мы услышали скрипачку Лизу Малышеву. Она родилась в  Москве в семье музыкантов-профессионалов и уже в пять с половиной лет начала приобщаться к азам классического искусства. Талантливая девочка к итогу своего первого десятилетия имеет лауреатские звания международных конкурсов Праги, Стокгольма и Санкт-Петербурга. Стипендиат благотворительных фондов, она участвует в благотворительных программах, в частности, той, которая называется «Дети помогают детям». Она исполнила I часть Концерта для скрипки  с оркестром №2 Й. Гайдна.

С весьма интересным юным пианистом Петром Акуловым в этом году мы встретились впервые. Петр замечательно сыграл II и III части Концерта Моцарта № 13 До мажор (KV 415) . То, как он это сделал, заставило задуматься и запомнить этого мальчика.  Да и его послужной список впечатляет, он в свои 12 лет уже лауреат многих конкурсов – в России, Германии, Франции и Китае.

Наверняка многие слушатели особо отметили и выступление виолончелистки Наталии Галочкиной. Нас покорило в ней прежде всего исполнительское обаяние: в ее игре чувствуется очень хороший комплекс разноплановых возможностей. Но она обладает и еще одним даром – сочинения музыки. В 2014 году она стала лауреатом премии международного конкурса молодых исполнителей и композиторов «Мusic Art» в обеих номинациях, составляющих особенность этого конкурса. Кстати, в той программе композиторские способности проявили все дети: перед ними была поставлена сложная задача сочинения сольных каденций в каждом исполняемом произведении. И они справились! Если бы слушатели не знали, что в данном случае звучат детские опусы, приняли бы за  композиторские.

Поразила своим творческим рывком и Злата Семенкова, с которой мы познакомились на фестивале прошлого года. Девочка очень яркая, она дебютировала с оркестром в 2016 году, а сейчас покорила слушателей исполнением вовсе не детского сочинения Эдуарда Лало – I части «Испанской симфонии», созданной для солирующей скрипки с оркестром. Это уже серьезная заявка на дальнейшие успехи.

Самые старшие участники – виолончелист Данила Владыко и скрипачка Валерия Илюшина.

Данила, приехавший на фестиваль пятый раз, наш давний любимец. Такой приверженности фестивалю мы всегда рады, наблюдать за детьми в их совершенствовании – особое удовольствие для специалистов. Этот мальчик, а теперь уже юноша, девятиклассник, всегда отличался красивым глубоким виолончельным звуком. Даже его детское осмысление авторского замысла заставляло подчиниться исполнительской трактовке, а сегодня он воспринимается как уже сложившийся музыкант, способный на преодоление всех препятствий на пути к музыкальному Парнасу.  Подобное мы пережили в предыдущем десятилетии, наблюдая за главным учеником Марии Юрьевны Журавлевой Сергеем Антоновым. Желаем и Даниле дойти до золотой медали – высшей  награды для каждого русского исполнителя – конкурса    имени П.И. Чайковского. Прозвучавший в программе Концерт Моцарта № 3 для виолончели с оркестром (KV 447) убедил в том, что это возможно.

Завершало вечер выступление Валерии Илюшиной с Концертной фантазией на темы из оперы Ж. Бизе «Кармен» Пабло Сарасате. Эта шестнадцатилетняя скрипачка, чья игра стала сюрпризом,  поскольку она впервые на нашем фестивале, родилась и выросла в городе Сердобске Пензенской области. В класс Т.А. Полозовой ЦМШ она поступила только в 2014 году и за эти годы весьма преуспела в своих достижениях, став лауреатом различных российских конкурсов и участником престижных концертов, в частности, в программах МБФ (Международный благотворительный фонд) Владимира Спивакова, с ним в 2015 году она выступала в Швейцарии. В 2017 году приняла участие в фестивале русской культуры в Японии. Виртуозное владение скрипичной техникой с ее премудростями, щедрая эмоциональность, убедительный внутренний отклик на образы, рожденные создателем одной из самых популярных и любимых опер мира, — все это радует и убеждает в игре скрипачки.

Следует заметить, что дети, хоть однажды принявшие участие в фестивале «Белые ночи Карелии», с удовольствием приезжают снова, их когорта все разрастается. И не исключено, что в будущем придется отводить им не один концерт. Мы этому будем только рады.

Столь успешно выступить детям помог камерный оркестр «Nord-West Studim» Петрозаводской консерватории, которым с осени 2017 года  руководит Евгений Терехов. Но в концерте за дирижерским пультом стоял гость из Москвы Алексей Рубин.

Алексей Рубин

Воспитанник Ленинградской дирижерской школы, он  проявил себя в разных дирижерских ипостасях, работая с различными симфоническими и камерными коллективами в Санкт-Петербурге и Москве. В 2014 году создал струнный оркестр в Петербургском государственном университете. Дирижировал оперными  спектаклями в Саратовском театре оперы и балета. Успешно работает и с детьми, в чем мы убедились на прошедшем концерте. Человек несомненно очень талантливый, тонко понимающий условия конкретной задачи, он прекрасно сориентировал оркестр и очень умело и деликатно по отношению к юным исполнителям провел всю программу. С ним мы еще встретимся в фестивальной программе.

 

Все, что мы слышали и еще услышим в концертах фестиваля, убеждает нас в том, что великие традиции русского искусства живы, есть те, кто их продолжает и воспитывает новые поколения. Честь им и хвала!

Фото из группы vk.com/public164550508

Exit mobile version