Интернет-журнал «Лицей»

Белое и чёрное

Татьяна Кончакова (справа) с участниками концерта
Татьяна Кончакова (справа) с участниками концерта

Об авторском концерте Татьяны Кончаковой

Окружающий мир и человек со всеми его настроениями и переживаниями – так можно определить содержание произведений  Кончаковой. 

 

Сесть за компьютер и поделиться впечатлениями  подтолкнул авторский концерт композитора Татьяны Кончаковой, прошедший в зале Музыкального колледжа имени К. Раутио. Но, как это часто бывает, в процессе работы размышления увели немного в сторону. Да простит меня композитор, спровоцировавший данные размышления и отвлекший от основной цели.

Современная жизнь творческих организаций протекает в основном незаметно, лишь периодически озаряясь событиями юбилейного характера. Причины такого положения дел всем понятны, — финансы. Но дело не только в них. Изменились условия бытия, изменились и мы сами. Не все ушедшее в нашей стране было плохо, многое мы утратили по собственному недомыслию и в желании утвердиться в «свободном полете». В жизни Союза композиторов, в частности, исчезла коллегиальность. Каждый, конечно же, по-прежнему ответственно делает свое дело, но потребность познакомить с написанным коллег по цеху, что раньше было практически обязательным, по крайней мере в Союзе композиторов и музыковедов Карелии, ушло в небытие.

О союзах единомышленников мечтали музыканты еще в XIX веке и раньше. К примеру, что такое «Давидово братство» Роберта Шумана, рожденное воображением гениального композитора, или русская «Могучая кучка» реального мира? Советская власть создала художникам такие возможности, родились творческие сообщества, где авторы имели возможность услышать созданное и впервые исполненное произведение, а коллеги —  поделиться впечатлениями об услышанном.

Не будем обольщаться, не только благие намерения руководили создателями союзов. В тоталитарном государстве за этим крылась идея надзора (а в итоге жесточайших преследований за идеологическое неповиновение), о чем мы прекрасно знаем из советской истории 20-70-х годов. Кнут и пряник всегда были наготове, достаточно вспомнить печально известное постановление 1948 года, многим музыкантам оно исковеркало жизнь. Судьба одного из величайших композиторов ХХ века Дмитрия Дмитриевича Шостаковича – вопиющий пример тому. Но разобрались в этом не сразу, тем более, что все-таки были в создании союзов и положительные стороны.

Вспоминая самые первые годы с момента создания нашей организации (1937 — 1941), когда им руководил Рувим Пергамент, и годы жизни во главе с  народным артистом СССР Гельмером Синисало, стиль жизни организации был иным: регулярно проходили собрания, на которых обсуждались назревшие задачи и слушались новые сочинения, — все были в курсе того, кто чем дышит. С уходом из жизни Гельмера Несторовича избранный председателем Александр Белобородов изменил стиль жизни. Сознательно ли он шел на упразднение привычного регламента или так получилось само собой, но регулярные встречи прекратились. Старшее поколение за редким исключением сетовало на такой порядок, но подчинялось. Сейчас, с приходом на пост председателя Анастасии Сало, периодически раздающиеся голоса в пользу возвращения к ушедшим традициям, воспринимаются с энтузиазмом и вроде бы возражений не слышно. Поживем — увидим. Особенно в этом нуждаются принимающиеся в организацию молодые композиторы. И неслучайно поводом к данному лирическому отступлению стал авторский концерт Татьяны Кончаковой, оказавшейся последней (пока) по времени приема в Союз композиторов.

Она далеко ушла от юных лет, когда намечается линия жизни человека. К желанию сочинять пришла через много лет, отучившись на теоретико-композиторском отделении Петрозаводского филиала Ленинградской консерватории. Стала преподавателем в Музыкальном училище, вышла замуж, родила двух сыновей, о сочинении музыки всерьез не задумывалась. Возможно, в этом подспудную роль сыграл авторитет супруга, известного в России композитора Валентина Кончакова. И лишь спустя десятилетия почувствовала спонтанно вырвавшееся, до определенного момента дремавшее в тайниках души желание самой создавать музыку. Учившийся с ней в консерватории и ставший значительной фигурой в Союзе композиторов Белобородов, как предполагает Татьяна Александровна, в шутку порекомендовал ей пройти в консерватории курс композиции, что она и сделала не задумываясь. Вспыхнувшая жажда сочинять не оставляет ее ни на минуту, и ей сразу хочется донести свой творческий результат до слушателей. Сбылась ее мечта — она принята в композиторскую организацию.

Работает Кончакова преимущественно в жанровом поле камерной музыки, крупные замыслы появляются нечасто, хотя есть и они. Бытует мнение, что настоящий композитор обязательно должен создавать симфонии, оперы и другие крупные произведения. Но мы знаем и любим, к примеру, музыку Эдварда Грига, а ведь он творил преимущественно в малых формах…

Прошедший авторский концерт – не первый для Кончаковой. Озвучить написанную музыку ей помогают коллеги по колледжу, преподаватели консерватории, бывшие и нынешние ученики. В программу вошли произведения уже исполнявшиеся и новые. По исполнительской предназначенности условно их можно разделить на три группы: сочинения для фортепиано, вокальные произведения  и ансамблевая музыка.

Открыла вечер преподаватель колледжа  замечательная пианистка, заслуженный работник культуры РК Людмила Ибрагимова. Она исполнила уже звучавший ранее цикл «Белое и черное». Окружающий мир и человек со всеми его настроениями и переживаниями – так можно определить содержание произведений  Кончаковой. Пристальным объектом внимания композитора является природа. Так, из трех пьес сыгранного цикла две посвящены природе, а третья, названная «Ангел света и тьма», раскрывает более сложный психологический аспект замысла. Для фортепиано написаны и еще два интересных произведении: «Посвящение Баху» (Прелюдия в стиле сарабанды и фуга) и поэма для «Онего». Их исполнение автор доверила студентам II курса колледжа, лауреатам международных конкурсов Игорю Митько и Матвею Кочеткову.

Постоянно в творчестве Кончаковой присутствует и вокальная музыка, здесь и обработки народных карельских песен, и оригинальные произведения. Прямое обращение к национальному фольклору в творчестве современных авторов встречается сравнительно редко, тем более это становится заметным явлением. В какой-то мере сам способ такой обработки, где сохраняется исконная природа песни, может восприниматься как анахронизм, но в этом подходе есть резон: сам народ уже часто забывает  свои напевы, а композитор не дает им умолкнуть.

В показанном ранее вокальном цикле «Карельская тетрадь» к четырем песням автор прибавила еще одну, в которой и слова, и музыка автором стилизованы. Цикл написан для сопрано, фортепиано, флейты и ударных инструментов. Его с пониманием стиля исполнили Ольга Грудинина (сопрано) и лауреаты международных конкурсов Мария Лысенко (фортепиано), Елизавета Шишлина (флейта) и Никита Литвинов (ударные).

Очень приятное впечатление произвел романс для мужского голоса «Возвращение», который Татьяна Кончакова написала на собственный текст. Его исполнили солдист Музыкального театра, лауреат Всероссийского конкурса вокалистов Вадим Мокин (бас) и лауреат Международных конкурсов  преподаватель колледжа Елена Смирнова.

Часто композитор обращается и к инструментальному ансамблю, в составе которого присутствует флейта. Думается, что в этом  проявляется неизбывная дань памяти Валентину Кончакову, который по первоначальному образованию был флейтистом. В данном концерте для исполнения двух  пьес для флейты и фортепиано «Весеннее майское небо» и «Осень» вновь вышли на сцену Елизавета Шишлина и Мария Лысенко.

Завершился концерт неожиданным для Кончаковой и очень симпатичным опусом – созданной в джазовой манере балладой «Мой парус», написанной композитором на собственный текст. Ради его исполнения в квартет, названный Ladies in Jazz, объединились преподаватель Петрозаводской консерватории Светлана Семёнова и артисты хора Музыкального театра РК Анастасия Карлова, Алина Зайцева и Алина Бурцева. Партия фортепиано – Елена Смирнова. 

Видимо, эта премьера стала моментом рождения нового вокального ансамбля, которому следует пожелать успешной исполнительской деятельности. Дальнейших успехов и автору музыки!

 

                                                  

Exit mobile version