В каждой концертной программе Татьяна Кончакова демонстрирует многообразие своих творческих интересов. При том, что в ее работе явно преобладают камерные жанры, периодически она обращается и к крупным формам.
Концерт «Тебе, Карелия…», о котором пойдет речь, состоялся уже некоторое время назад, но обстоятельства не позволили посетить его, поэтому представление о нем пришлось получить только по видеозаписи. Конечно, нестудийная запись всегда уступает живому звучанию, но основное дает возможность понять.
С творчеством преподавателя Музыкального колледжа имени Карла Раутио Татьяны Кончаковой любители музыки могли познакомиться в прошедших в разные годы её авторских концертах. Состоявшийся теперь стал знаменательной вехой, им отмечен юбилей композитора. Такие концерты предполагают определенную торжественную приподнятость происходящего на сцене как в наполнении программы, так и во внешнем проведении праздничного вечера — исполнение отдельных произведений перемежалось поздравлениями коллег. К тому же сам концерт впервые проходил в Большом зале Петрозаводской консерватории – alma mater композитора, и в этом усматривается хороший знак.
В каждой концертной программе Кончакова демонстрирует многообразие своих творческих интересов. При том, что в ее работе явно преобладают камерные жанры, периодически она обращается и к крупным формам. На сей раз она обратилась к жанру балета, три номера из которого были успешно исполнены студенческим симфоническим оркестром консерватории во главе с дирижером Николаем Котовым.
Большую часть прозвучавшего в концерте составили уже исполнявшиеся сочинения автора, что закономерно, ибо, как правило, в таких случаях юбиляр отбирает лучшее и проверенное временем. Сказываются в этом и другие факторы, и прежде всего возможности и свобода в этот день и час, уже зарекомендовавших себя в интерпретации музыки композитора, но это частности, которые не отразились на успешности концерта в целом.
Для многих новым стал и диптих для струнного квартета под названием «Черное и белое». Его составляют две пьесы: «Коварные танцы» и «Молитва». Сопоставление полярных смысловых категорий и даже с подобным заголовком уже имело место в одном из фортепианных опусов Кончаковой, только там на первом месте было «белое».
Для нее, познавшей трагические потери близких, пережитое стало основой понимания древней как мир философской идеи нерасторжимости зла и добра. Но осмысливает ее каждый человек внутри себя. Создается впечатление, что для автора этот мотив стал не отпускающей сознание мыслью. Не всем нам дано пережить и забыть случившееся… Исполнившие произведение музыканты струнного квартета Карельской филармонии во главе с Денисом Дорофеевым бережно донесли глубоко скрытый смысл до слушателей.
Вообще, заинтересованность и готовность к исполнению проявили все участники этого вечера, независимо от статуса и места, занимаемого в профессиональной табели о рангах.
Это и квартет духовых инструментов (а по существу квинтет, поскольку в ансамбле участвует и пианистка, давно зарекомендовавшая себя как отличный ансамблист, — Елизавета Фалинова), в составе которого все заслуженные артисты или лауреаты международных конкурсов – Игорь Петряков (флейта) Павел Попов (гобой), Леонид Янишен (кларнет) и Валерий Дзюбук (фагот).
Это и молодая пианистка Елена Поликина, обретающая в исполнении фортепианной сонаты все большую свободу и проникновение в замысел автора. Певица Ольга Грудинина (сопрано), уже не в первый раз и все с более глубоким пониманием и артистизмом исполняет цикл «Карельская тетрадь», включающий в себя пять песен и представляющий собой необычное соединение четырех обработок карельских народных песен и — одной оригинальной, в которой Кончакова автор не только напева, но и слов.
Это не единственное обращение к собственному вербальному тексту. На свои стихи композитор создала и две прозвучавшие хоровые миниатюры – «Осень» и «Мой парус». Такая двуединость в одном лице характерна для бардов, но для профессиональных композиторов – большая редкость. Миниатюры прекрасно исполнил женский хор «Академия», создателем и художественным руководителем которого является доцент Петрозаводской консерватории, лауреат международных конкурсов Евгения Дыга.
И еще одно важное достоинство этого сочинения – покоряющая слух мелодичность. Уже XX век почти изгнал из музыки естественное мелодическое дыхание, как будто испугавшись не свойственного веку романтического флера. И только песня сохранила ее. Но композиторов-песенников, что называется «от Бога», не так уж много. Поэтому, когда такое драгоценное зерно вдруг прорывается в музыкальной ткани, его хочется длить и длить. А композитора — призвать не отбрасывать подобные находки как несовременные, а раскапывать их в собственных творческих анналах.
Радует в творчестве автора обращение к балету. Татьяна Кончакова признается, что этот жанр привлекал и ее мужа – замечательного композитора Валентина Кончакова, он не раз говорил о своем желании приобщиться к миру карельской сказки именно в жанре балета, но его жизнь оборвалась до осуществления намерений. И вот к реализации этой мечты пришла Татьяна, почувствовав свою готовность к столь непростой работе.
Пока партитура «Голубой важенки» еще в творческом процессе. Но отдельные фрагменты готовы, и три из них прозвучали в концерте. В них чувствуется желание автора не удаляться от традиций карельского балета, фундамент и славу которого составили пять балетных партитур Гельмера Синисало и продолжившие традицию балетов Эдуарда Патлаенко и Александра Белобородова. А связь с национальным фольклором, настойчиво разрабатываемая композитором, можно только приветствовать. Так пусть удача сопутствует автору в дальнейшем движении вперед!