Интернет-журнал «Лицей»

По следам «Осенней лиры»

Рувим Островский. Фото: kgfptz.ru
Рувим Островский. Фото: kgfptz.ru

О фестивале камерного искусства «Осенняя лира»– 2018 в Карельской госфилармонии

С большим сожалением признаюсь, что не смогла посетить все пять предложенных  фестивалем концертов, тем более что  его программа составлена со вкусом и, безусловно, заслужила пристального внимания и продолжения подобного замысла. ХХХ фестиваль камерного искусства соединил первоклассных представителей отечественного исполнительства последних десятилетий, абсолютное большинство из них уже вошли в когорту лучших не только в нашей стране, но и за рубежом.

Поделюсь своими впечатлениями о трех концертах. В открытии и завершении фестиваля своим искусством блеснули  два пианиста – Алексей Володин и Рувим Островский. Оба хорошо знакомы карельским слушателям.

Островский много лет преподавал в Петрозаводской консерватории и был одним из ведущих концертантов в республике, завоевав неослабевающую любовь посетителей концертов и звание заслуженного артиста Карелии.

Об Алексее Володине достаточно сказать, что он удостоен звания «эксклюзивного артиста фирмы  Steinway», чтобы оценить его место среди современных пианистов. Поэтому добавлять к сказанному его лауреатские звания, выступления в престижнейших концертных залах и с дирижерами всего мира – совершенно лишнее, это просто займет много места в данном очерке.

Исполненная программа Володина получила общее название «Сказки» благодаря тому, что основу исполненного пианистом в первом отделении составили именно пьесы данного названия Николая Метнера (1879 — 1951). Замечательный современник Рахманинова  при жизни получил признание главным образом как пианист, а его композиторское творчество осталось почти незамеченным. Лишь теперь его музыка оказалась востребованной исполнителями и зазвучала в полный голос в исполнении многих выдающихся пианистов.

При столь демократичном, по сути фольклорном жанровом определении, сказки Метнера отнюдь не просты по языку. И программные названия сказок далеко не всегда помогают слушателям, но они с благодарностью внимают исполнителю, стремясь вникнуть в звучащий мир почти незнакомого композитора.

Другим излюбленным жанром композитора была  соната. Одной из них, Сонатой-воспоминанием, пианист завершил первое отделение.

Во втором отделении Володин исполнил концертную сюиту из балета Чайковского «Спящая красавица» (фортепианное переложение М. Плетнева). И затем прозвучала одна из виртуознейших пьес русского классического наследия – Восточная фантазия М. Балакирева «Исламей».

Поражающая воображение виртуозность Володина, как всегда, была на высоте, но порой  в интерпретации зашкаливала динамика, поглощающая тонкую нюансировку. Возможно, в этом неприятии необузданной стихии сказалась субъективность восприятия, но слушателей эта стихия потрясала и безоговорочно подчиняла себе.

Овации Алексею Володину. Фото: vk.com/kgfptz

 

В программе Рувима Островского звучала только музыка Бетховена. Запланированный список состоял из пяти сонат  композитора: № 11 (ор. 22 Си-бемоль мажор), № 12 (ор.26 Ля-бемоль мажор), № 19 (ор. 49 соль минор), № 20 (ор. 49 Соль мажор) и № 21 До мажор, «Аврора»).

Сонаты Бетховена присутствуют в творческом  списке пианиста всегда – на данный момент, из тридцати двух сонат пока остались не освоенными две.

В сонатах композитора неразрывно сплетаются две равно значимые в образной системе  сферы – лирическая в различных наклонениях от светлой пасторальности до пантеистической восторженности и героическая, причем  последняя стала новым словом в жанре клавирной сонаты, сблизила его с героическим симфонизмом и позволила наполнить неведомым доселе драматизмом. Не исключено, что  Бальзак, давая определение стиля классицистского искусства как «пламени, скрытого в кремне», вложил в него и впечатления от музыки Бетховена. Все это чрезвычайно близко мироощущению Рувима Островского, а потому каждое исполнение бетховенских произведений приобретает глубокий смысл исповедальности.

Пианист всегда строго продумывает наполнение программы концерта, в котором нет ничего случайного, развитие событий последовательно движется к финальной точке. В этом случае ею стало исполнение «Авроры». Оно было столь впечатляющим, что слушатели не могли отпустить пианиста без возможности и желания услышать продолжение. И Островский не поскупился, им стала не просто дополнительная пьеса, но практически сочинение на половину отделения – один из грандиозных циклов Бетховена —  «32 вариации на собственную тему», в котором как в фокусе сконцентрированы все образные и драматургические особенности музыки композитора.

Рувим Островский. Фото: kgfptz.ru

Рувим Островский на протяжении многих лет был украшением камерных фестивалей Карельской филармонии. Мы всегда с нетерпением ждем его и без его участия не мыслим будущее «Осенней лиры».

 

9 октября гостьей фестиваля стала Академия старинной музыки во главе с легендарной Татьяной Гринденко. Лауреат многих премий, в том числе – IV конкурса имени П.И. Чайковского, народная артистка России Гринденко – явление совершенно отдельное в советско-российском исполнительстве. Человек феноменально одаренный как музыкант, она обладает железной волей и по параметрам homo sapiens — человек необыкновенный и удивительный. Постоянно запрещаемый советскими властями, неотступно преследуемый КГБ во времена СССР за независимость и желание жить по собственным законам, за что на протяжении многих лет была невыездной, она всегда поступала только по правилам морали собственного credo, чем бы это ей не грозило. И, конечно, с таким характером она не могла ограничиться участью только солистки.

Академия старинной музыки. Фото: kgfptz.ru

По ее мнению, «золотой век исполнительства прошел»,  почему многие одаренные недюжинным талантом музыканты ищут для себя новые ниши деятельности. В сотрудничестве с выдающимся пианистом Алексеем Любимовым, также посетившим нас в нынешнем фестивале, она создала ансамбль Opus Posth, он же – Академия старинной музыки, который мы и имели удовольствие видеть и слышать. Ее детище – пример высочайшего профессионализма, звучанию которого как завороженный беспрекословно подчиняешься.

Ансамбль исполнил музыку трех веков: Генри Пёрселла (XVII век), Г.-Ф. Генделя (XVIII) и нашего современника Владимира Мартынова. Исполнение всех произведений было отменным: и сама по себе ансамблевая игра коллектива, работающего в непринужденной, как бы свободной манере, но при этом выверен каждый звук, и вокальная музыка эпохи, которая поддается не каждому вокалисту. Ее сложности связаны с особой манерой вокализации и требуют не просто интонационной безупречности, но и определенной физической подготовки. Солистка ансамбля Наталья Павлова выдерживает этот исполнительский экзамен на отлично.

Но главным потрясением вечера стало исполнение композиции Владимира Мартынова, созданной к спектаклю Юрия Любимова на «Таганке», с которым ансамбль тесно сотрудничал и участвовал в его постановках. Мартынов давно известен как автор музыки ко множеству фильмов и драматических спектаклей, в том числе фильмам «Холодное лето пятьдесят третьего», «Остров», сериалу «Михайло Ломоносов».

Литературной основой сценического решения для Любимова стала повесть Эрнеста Хемингуэя «Старик и море», представляющая собой один из великих образцов психологической прозы ХХ века. Но то, как прочитал, почувствовал и передал содержание повести в музыке композитор, настолько сильно по бесконечному внутреннему напряжению, что представляется беспрецедентным  даже в музыке XX-XXI веков. Пожалуй, с такими глубинами мы встречаемся только в музыке Шостаковича. Отрадно, что аудитория зала восприняла это сложное сочинение Мартынова если и не с полным пониманием, то, по крайней мере, с большой заинтересованностью.

Да, музыка XXI века требует особого отношения, и, похоже, что наши слушатели готовы к этому.

 

Концерты фестиваля «Осенняя лира» прошли при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Exit mobile version