Интернет-журнал «Лицей»

Древлянка останется без библиотеки?

Большая часть детского фонда библиотеки №22 уже списана...
Большая часть детского фонда библиотеки №22 уже списана…

В редакцию «Лицея» обратились жители Древлянки и сотрудники библиотеки №22 с тревожным известием о фактической ликвидации единственной в этом петрозаводском микрорайоне библиотеки.

При этом в городской администрации опровергают факт закрытия, уверяя, что она лишь переводится в другое помещение. На самом деле предлагают перебраться в бывшую раздевалку в 13 квадратных метров по другому адресу, где можно разместить всего около 2 тысяч книг — и это из библиотечного фонда в 40 тысяч! Библиотеку, успешно работающую более 30 лет, с десятком кружков, доступом к информационным ресурсам, собираются сделать пунктом выдачи книг. Списание книг уже идет полным ходом.

Надежда Прудникова пишет о переживаниях жителей Древлянки:

«Уважаемая газета «Лицей». Обращаюсь от себя лично и от ветеранов Древлянки и прошу вашего содействия в помощи сохранения Библиотеки 22, г. Петрозаводск, Лососинское шоссе, 26. Мы, читатели библиотеки, очень переживаем, что принято решение о фактическом закрытии библиотеки. В микрорайоне Древлянка библиотека имеет огромное значение, об этом можно много говорить, для старшего поколения и для детей».

О том, что жителям микрорайона нужна эта библиотека, написала Елена Серова:

«Моё детство прошло в Детской республиканской библиотеке. С той поры я всегда с уважением относилась к людям, которые работают в библиотеках. И вот в нашем городе опять беда: закрывают библиотеку в самом большом районе Петрозаводска — Древлянке. У мэрии нет денег на оплату аренды помещения. Самое простое решение — списать книжный фонд, остатки книг разместить в маленьком помещении, где неудобно библиотекарям и неудобно читателям. Это уже не первая библиотека, которую закрывают в нашем городе. Наметилась тенденция по закрытию библиотек. Складывается такое мнение, что местной власти не нужны читающие люди, а следовательно думающие, многое знающие и понимающие. Проще руководить горожанами, для которых шопинг — главное развлечение в жизни. (…) Неужели в Петросовете, в мэрии нет людей, которые смогли бы помочь и библиотеке и жителям Древлянки? Нам нужна современная библиотека с хорошим фондом и условиями, а не жалкое подобие сельского клуба».

Письмо в «Лицей» направили также пятеро сотрудников библиотеки №22. Мы не называем их фамилии, известные редакции, поскольку на них уже начали оказывать давление. Шантаж и запугивание подчиненных — старый испытанный метод, и не сказать, что безуспешный.

Приводим текст письма в сокращении:

«В самом большом районе Петрозаводска — на Древлянке — собираются закрыть единственную библиотеку. К сожалению, на Древлянке совсем нет свободных городских помещений, куда библиотека могла бы переехать из торгового центра, на оплату аренды которого у города нет денег.

На вопросы обеспокоенных читателей администрация города сообщает, что библиотека переезжает в новое помещение с сохранением всего книжного фонда. Однако, новое помещение по адресу: Березовая аллея, д. 31 — это 13-метровая раздевалка при концертном зале, её выделяет библиотеке социально-культурный центр, и вместить она сможет не более пары тысяч книг. Остальной фонд пока остаётся в нынешнем помещении библиотеки в ТЦ «Столица», но аренда заканчивается к концу года, и уже сейчас идёт списание книг, так как деть их некуда.

По факту самая крупная городская библиотека с универсальным 40-тысячным книжным фондом, единственной в районе точкой общественного доступа к информационным ресурсам, десятком кружков для детей и взрослых, а также большим количеством проводимых бесплатно мероприятий, может стать пунктом выдачи с невнятной подборкой книг. Других вариантов нет.

Городские библиотеки оптимизируют постоянно, но раньше это было либо слияние библиотек в одном районе, либо при закрытии существовала альтернатива в пешей доступности. И, например, у жителя проспекта Ленина в 10 минутах ходьбы есть три библиотеки. Жителям Древлянки теперь тоже предлагают обращаться в другие городские библиотеки, но много ли детей или пожилых читателей смогут ездить за книгами в Соломенное, на Ключевую или даже в центр города? Особенно сегодня, когда любое социальное общение желательно минимизировать. Многие пожилые люди практически не выезжают из микрорайона, и теперь они просто перестанут читать, их лишают последнего. Половину читателей составляют дети, и летом, когда закрыты школы, библиотека была особо востребована, в день записывалось по 10-20 новых читателей, ежедневно было до 200 посетителей.

(…) Печально осознавать, что 2020 год — это год, на протяжении которого Петрозаводск является библиотечной столицей России, а в следующем году в городе пройдёт Всероссийский библиотечный конгресс. Зачем проводить подобные мероприятия, если нет денег на сами библиотеки?

Мы надеемся, что администрация Петрозаводска всё-таки сможет найти вариант, при котором библиотеку можно было сохранить, хотя бы в максимально сокращённом (но не до пункта выдачи беллетристики) варианте». 

 

В библиотеке №22 побывала вчера писатель Вера Линькова.


Тайна особой важности

В библиотеку №22 я приехала по просьбе коллег из интернет-журнала  «Лицей», куда сотрудники библиотеки и жители Древлянки прислали тревожные письма. Пишу о том, что увидела.

Так было

 

И так теперь

Что увидела? Множество опустевших полок стеллажей, развалы книг, складируемых на  вывоз в макулатуру. Что-то успела сфотографировать. Но вышедшая мне навстречу заведующая сказала, что всё у них хорошо, библиотека до конца года работает в обычном режиме, а книги это для переучёта и то, что я успела сфотографировать, чтобы ни в коем случае нигде не публиковала. Прямо тайна какой-то особой важности!

В другом помещении библиотеки сотрудники рассказали, что на самом деле ожидает библиотеку. Один грузовик книг уже вывезли на утилизацию. Остальные подготовлены на макулатуру.

–  Сколько всего книг в фонде библиотеки? – спросила я.

–  40 тысяч! Мы этот фонд годами собирали. Какие-то книги покупали на свои деньги. 30 тысяч из них должно быть утилизировано. 8 тысяч останутся где-то на хранении.

– Почему?

–  Арендодатель повышает арендную плату, и после Нового года нас переселяют в помещение площадью 13 квадратных метров. Там от силы уместится две тысячи книг.

Мне показали, какие хорошие и почти новые книги подвергнутся скорой утилизации.

–  Разве в таком случае нельзя раздать эти книги в школы и просто людям? Почему обязательно уничтожать? — удивилась я.

–  Раздавать запрещено. И вообще нам всем велено молчать, но у нас сердце кровью обливается, глядя на то, как уничтожается весь наш многолетний труд…

Мне тоже стало очень жаль, что все эти красивые книги подлежат уничтожению. За что им такая расправа? Литература больше не нужна? «Уж коли зло пресечь, собрать все книги бы да сжечь!»?  А почему молчать? Почему почти 60 тысяч жителей  Древлянки должны остаться без этой единственной в их районе библиотеки? Разве предлагаемые 13 квадратных метров не насмешка над культурой и литературой? И почему факт готовящегося переезда, по сути, в никуда, надо так тщательно скрывать?

Попросила коллег писателей высказать своё мнение об этой библиотеке. Чем она дорога для них?

  

 Надежда Васильева, председатель Карельского представительства Союза российских писателей: «Даже в самую тяжёлую пору первым делом восстанавливались библиотеки»

Малые сельские и городские библиотеки являются очень важными островами культуры, куда тянутся здравомыслящие  люди, спасающиеся от стихийного шквала нынешнего прагматичного времени.

Работники библиотеки № 22 очень тесно сотрудничают с литераторами  республики, приглашая писателей на творческие встречи (как со взрослыми читателями, так и со школьниками своего микрорайона), проводят интересные читательские конференции, презентации новых книг  карельских и российских авторов.  Разорвать эту живую связующую нить – великое зло, способствующее дьявольскому принципу «разделяй и властвуй».

Малая аудитория как нельзя лучше располагает людей к искреннему и откровенному общению, позволяющему обсудить волнующие людей  жизненно важные проблемы, поднимаемые в художественных произведениях.

Культура – это душа народа. Даже в самую тяжёлую пору голода и разрухи, в конце Великой Отечественной войны, первым делом восстанавливались библиотеки, клубы, сельские избы-читальни, чтобы помочь  людям объединиться, залечить раны души.

Члены правления нашего представительства убедительно просят чиновников пересмотреть это губительное намерение и прислушаться к голосу здравого смысла.

 

Елена Харламова, член Союза российских писателей: «Сегодня библиотека — это не просто хранилище книг»

С библиотекой № 22 мы дружим давно и всерьез. За это время было проведено множество совместных невероятно интересных и живых встреч с маленькими читателями и их родителями. Ведь сегодня библиотека — это не просто хранилище книг, а социальный институт, обеспечивающий устойчивость общественных связей. Системно «обнуляя» и утилизируя детские библиотеки и центры семейного чтения, чиновники разрушают целостность этих связей, не задумываясь о том, к каким губительным последствиям приведут их решения.

Хлопотно и затратно растить из маленького читателя образованного и думающего человека; гораздо проще и дешевле из «соображений целесообразности» или иных соображений оптимизировать то, что создавалось годами кропотливого творческого труда. Я принципиально против такого разрушительного подхода. Выражаю искреннюю поддержку всему коллективу библиотеки!

 

Светлана Бердова (Черенкова), поэтесса, переводчик, член Союза российских писателей, Союза журналистов России: «Как можно лишить людей возможности развиваться?»

Если мы хотим видеть будущие поколения такими, чтобы сердце радовалось, нужны очаги культуры. Истинные богатства человек имеет внутри. Помочь их приобрести, сохранить и развить — этому благородному делу самоотверженно служат сотрудники библиотеки 22.

По своему опыту скажу, что встречи с писателями читателей разных возрастов здесь всегда чётко организованы, атмосфера тёплая, гостеприимная, сюда хочется приходить. Трогательно мне было видеть перед встречей, как юные читатели трепетно рассказывают сотрудникам библиотеки о своих впечатлениях после  прочитанных книг, выбирают новые.

Читающие и думающие дети никогда не будут грязно сквернословить, неуважительно относиться к окружающим. Не на Европу надо кивать, а самим взращивать культуру, воспитывать детей! Сотрудники библиотеки работают в тесной связке со школами, жителями микрорайона, сюда приходят целыми классами, порой, в несколько потоков. Как же можно лишить людей такой возможности — развиваться?

 

Елена Громова, детский писатель: «Центр культурной жизни должен быть в шаговой доступности»

Для такого большого и молодого района города как Древлянка особенно важно иметь возможность не только взять интересную или нужную книгу, но и встретиться с теми, кто её написал.

Я, как читатель и автор книг для детей, восхищаюсь организацией работы библиотеки в этом районе. Трудно передать незабываемые впечатления от таких встреч. Горящие глаза детей, их интерес к книгам, их активное участие в общении не заменят никакие нравоучения.

Такой центр культурной жизни должен быть в шаговой доступности, а значит в каждом районе города, в посёлке или деревне. Лишить такой огромный микрорайон библиотеки — это снизить уровень жизни десятков тысяч его жителей, что прямо противоречит социальной направленности государственной политики руководства страны.

 

Так думают писатели. Почему мы считаем, что нельзя замалчивать факт уничтожения библиотеки №22? На этот счёт есть очень ценные слова Юлиуса Фучика: «Бойся равнодушных! Именно с их молчаливого согласия происходят все преступления на Земле». А уничтожение книг – это настоящее  преступление против нравственности и культуры.

Зачем арендодателю повышать цену, я не знаю. Знаю только, что каждый человек оставляет свой след на земле. Писатели оставляют после себя книги. Читатели этих книг оставляют на земле память о своих добрых делах. Но те, кто пытается по-тихому уничтожить книжный фонд библиотеки, о чём думают? Проснётся ли у них совесть? Застучит ли чеховский  «молоточек у виска»? Не знаю. Хотелось бы спросить об этом у властей нашего города.

Вера Линькова, член Союза российских писателей

 

 От редакции «Лицея». Нас, конечно, интересует и позиция Министерства культуры Карелии. Ее изложил в своем ответе Надежде Прудниковой первый замминистра Сергей Соловьев. Вот главное в его ответе:

«Министерство культуры Республики Карелия разделяет обеспокоенность граждан предстоящей оптимизацией сети библиотечного обслуживания в городе. 

По информации администрации Петрозаводского городского округа, обслуживание жителей микрорайона Древлянка будет продолжено в помещении, расположенном по адресу: Березовая аллея, д. 31. Прием и выдача книг будет осуществляться по заявкам жителей в часы работы библиотеки, удобные для граждан. Весь фонд Библиотеки № 22 будет сохранен. Также будет организована возможность проведения библиотечных мероприятий для читателей в арт-зале по адресу: Березовая аллея, д. 31.

Вместе с тем сообщаем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 1994 года № 78-ФЗ «О библиотечном деле» органы местного самоуправления не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, а также их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.

Министерство культуры Республики Карелия считает целесообразным при принятии решения о переводе Библиотеки №22 в другое здание предусмотреть для библиотечного обслуживания помещения площадью не менее 250 кв. м.»

При всей обтекаемости ответа из него следует, что при оптимизации библиотеки №22 нарушен федеральный закон «О библиотечном деле»: ухудшится материально-техническое состояние при переводе ее в 13-метровый закуток,  книжный фонд не сохраняется, а готовится к утилизации. Предполагаем, что будут и сокращения численности сотрудников.

Мы отправляем официальный запрос администрации города о судьбе библиотеки №22, чтобы там смогли письменно сформулировать свою позицию. Что написано пером…

Фото Веры Линьковой

Exit mobile version