Интернет-журнал «Лицей»

Красивая точка или будет постпроектный эффект?

В Национальном музее Карелии подвели итоги проекта «Лаборатория северного дизайна», который длился 29 месяцев.

Состав участников пресс-конференции сделал очевидной случившуюся благодаря проекту коллаборацию музейщиков, художников, дизайнеров. А были привлечены еще архитекторы, ремесленники, инженеры, геологи… Как выразился директор Национального музея Михаил Гольденберг, «нас очень много на культурном челне».

На пресс-конференции слева направо: председатель правления Союза художников Карелии Владимир Зорин, председатель Союза дизайнеров Карелии Егор Пермяков, директор Галереи промышленной истории Виктория Никитина, директор Национального музея РК Михаил Гольденберг, заместитель министра культуры РК Варвара Лебедева, команда проекта — Денис Кузнецов, руководитель, Екатерина Логвиненко, Евгения Маккоева. Фото: Леонид Николаев

Впечатляет одно лишь перечисление сделанного: проведено исследование по дизайну Карелии, увидело свет издание с интерпретацией культурного наследия в ремеслах и дизайне, проведены три творческих лаборатории с участием экспертов из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Коломны, Ярославля, Сыктывкара, Архангельска, Мурманска с итоговыми выставками, появился арт-путеводитель «Немыслимый Петрозаводск», показавший наш город с неожиданной стороны, открыт музейный магазин. Проведен дизайн-марафон с премьерой фильмов, «Модным показом» этноколлекций одежды дизайнеров России.

Наконец появилась великолепно иллюстрированная книга «Формы времени. Дизайн Карелии».  По словам Егора Пермякова, на недавнем съезде дизайнеров в Москве книга произвела фурор: региональный дизайн — поле непаханое. А еще все удивились, что темой дизайна занимается музей, это небывалый пример.

— Карельский стиль в дизайне помогает бороться с глобальным утюгом, который всех выравнивает, — образно выразился Михаил Гольденберг.

Екатерина Логвиненко призналась, что в ходе проекта по-другому посмотрела на музейную коллекцию. Она представила сувенирную продукцию — ее можно увидеть на снимках Леонида Николаева. Например, Мишка в исполнении Алены Голубевой (на верхнем снимке слева) родился под впечатлением от тамбурной вышивки. Доски — реплики экспонатов музея. Поражают ювелирные работы Алексея Пырякова.  Из 10 линеек сувенирной продукции продаются пока пять, это опытные образцы.

 

 

 

Для директора Галереи промышленной истории Виктории Никитиной главным итогом проекта стал человеческий фактор. Готовя выставку под открытым небом «ТДТ-55 «Онежец». История одного трактора», обратились к людям, которые работали на ОТЗ. Для них это стало событием: их работы помнят, о них говорят.

Владимир Зорин, председатель Союза художников Карелии, высказал тревогу, что у Карелии стирается лицо, и северный (или карельский) дизайн должен быть. По его словам, если дальше не работать, не искать связи с предприятиями, то уже сделанное растворится.

Результаты проекта, по оценке замминистра культуры Варвары Лебедевой, ошеломляют. Всех, конечно, волнует, будет ли «хороший постпроектный эффект», по словам Гольденберга, или же поставлена красивая точка. Фонд Потанина вряд ли профинансирует следующий этап, такого почти не случается в его практике. Однако Варвара Лебедева заметила, что есть надежда попасть в программу приграничного сотрудничества.

Историк дизайна Павел Ульянов в статье «Энергия Севера», заключающей книгу «Формы времени. Дизайн Карелии», показывает, в каком направлении должен развиваться карельский дизайн, какие подводные камни нужно иметь в виду:

«Вновь встает вопрос формирования национального карельского стиля. Простейший путь к нему видится в использовании традиционных орнаментов и локальной палитры цветов, однако слепое копирование исторических мотивов опасно возникновением псевдостиля — скучного, ограниченного традицией и лишенного потенциала развития. Энергия Севера всегда воспринималась как нечто первозданное, но вместе с тем молодое и свежее. Поэтому блестящие результаты может дать лишь современная творческая переработка наследия и соответствие базовым принципам карельского дизайна, которые корнями уходят в языческую культуру: работа с местными природными материалами, рациональность конструкции и методов производства, функциональность изделия, лаконичность формы и внутренняя экспрессия».  

Фото Леонида Николаева

Exit mobile version