Интернет-журнал «Лицей»

Шёлковый бумажник, пряничная доска, крестьянская борона

В Национальном музее Карелии показали предметы из первой коллекции 150-летней давности

С чего начинается, да и продолжает свою деятельность, любой музей? С создания фондов, постоянного пополнения их, с собирания коллекции. Сейчас в Национальном музее Карелии, который в этом году отмечает свое 150-летие, насчитывается более 225 тысяч предметов.

Первыми из них, положившими начало музейной коллекции, стали шелковый бумажник, который передал сюда бывший Олонецкий губернатор Г.Г. Григорьев, красный суконный сарафан крестьянки Каргопольского уезда, который когда-то входил в состав Олонецкой губернии, пряничная доска конца XVII века, модели сельскохозяйственных орудий XIX  века и целый ряд других предметов. С них начиналось формирование фондов, они и стали экспонатами юбилейной необычной выставки с несколько прозаичным названием «Первые предметы», которая только что открылось в Национальном музее. Здесь есть костюмы, изделия местных мастеров и рукодельниц, предметы обихода. У каждого предмета своя история, а музейные экспонаты умеют говорить. Их надо только внимательно научиться слушать. Да и сама выставка о многом напоминает.

 

Красный суконный сарафан крестьянки Каргопольского уезда

Пряничная доска старообрядцев конца XVII века. Рисунок обозначает победу России над Швецией
Модель сельскохозяйственного орудия — бороны рамочной, которая использовалась для очистки вспаханной почвы от сорняков, корней. XIX век

Выставка неслучайно открылась именно 14 сентября. В этот день, только в 1819 году, в Варшаве родился Григорий Григорьевич Григорьев, ставший в 1870 году Олонецким губернатором. Григорий Григорьевич стал если не родным, то по крайней мере крестным отцом Национального музея, именовавшегося при своем рождении Олонецким естественно-промышленным и историко-этнографическим музеем. Для размещения его первых экспонатов Григорьев выделил одну из вместительных комнат (40 сажень) в губернаторских апартаментах на Круглой площади.

Григорий Григорьевич принадлежал к одной из известнейших фамилий Российском империи – роду Орловых, правда, по побочной линии. Тем не менее впереди его ждала вполне благополучная чиновничья карьера – в министерствах и ведомствах, в губернских органах управления целого ряда российских  регионов. Таким образом Григорьев 25 мая 1870 года был назначен Олонецким губернатором. 150 лет прошло, но его деятельность на этом посту до сих пор вызывает уважение.

Перечень его дел во благо жителей губернии впечатляет. Назову только те, которые относятся к культуре и образованию в крае. Для подготовки педагогических кадров по ходатайству губернатора в Вытегре была открыта первая в губернии учительская семинария, в 1870—1880 годах начали работать более 200 новых народных школ различных ведомств (не могу удержаться, чтобы не заметить, что сегодня, похоже, идет обратный процесс) . Григорьев не просто поднял вопрос об установке в городе памятника Петру I, но добился выделения средств из казны. При нем возобновилась деятельность в Петрозаводске Публичной библиотеки (1871), был установлен на средства земства памятник Александру II (1885). И, наконец, организован Олонецкий естественно-промышленный и историко-этнографический музей. Сегодня это старейший на Северо-Западе музей. 

Как пишет директор Национального музея Михаил Гольденберг, «губернатор четко определял в своем предписании главные миссии музея – сохранение, изучение, показ коллекции, ее пополнение и духовно-нравственное просветительство. Музей должен был, по его мнению, «доставить возможность публике, хотя бы и наглядно, ознакомиться с богатством губернии, производительностью ее и промышленным развитием, а учащейся молодежи помочь изучить местную географию и этнографию». 

Директор Национального музея Карелии Михаил Гольденберг рассказывает о выставке первых предметов. Фото Ирины Ларионовой

Кстати, к собиранию первой коллекции, часть предметов из которой экспонируются сегодня на новой выставке в Национальном музее, губернатор в приказном порядке привлек местных чиновников. Процесс занял всего два года, причем Григорий Григорьевич лично контролировал эту деятельность чиновников. Он очень гордился музеем, именно через музейный зал Григорий Григорьевич проводил  к себе гостей. «А некоторые ученые визитеры даже утверждали, что «кроме музея в Петрозаводске смотреть нечего». 

 

 

 

Мужской фрак. XIX век

И что интересно, если по приезду в Петрозаводск Григорьева и местные чиновники, и население встретили его весьма настороженно, как и первые его шаги на губернаторском поприще, то уже через короткое время это отношение решительно изменилось. А  об удивительном  крае на Севере России узнали и в Петербурге.

Согласитесь, даже сегодня такое отношение власти к культуре впечатляет. Неслучайно первую коллекцию, часть предметов из которой демонстрируется и в постоянной экспозиции, сотрудники музея называют «григорьевской», она формирует ядро музея.

В 1890 году Григорьев покидает Петрозаводск и уезжает в Петербург на новое место службу. Уезжал он на пароходе «Свирь», отправление которого было отложено на несколько часов. На причал пришли сотни, если не тысячи горожан — попрощаться с Григорием Григорьевичем. Он умер 6 марта 1899 года во Флоренции в возрасте 80 лет.

Губернатор Григорий Григорьевич Григорьев

На выставке «Первые предметы» вывешен портрет губернатора Олонецкой губернии Григория Григорьевича Григорьева, он занимает одно из центральных мест. И это справедливо, он тоже был первым. И то, чему он положил  начало, продолжает развиваться, пройдя через революции, войны. Вместо комнаты в 40 квадратных сажень музей занимает одно из красивейших зданий на бывшей Круглой площади. Созданы его филиалы, самый последний – прекрасный музей Карельского фронта в Беломорске. Но мне очень хочется задать вопрос: а где в целом ХХ век? Трагичный, яростный, стремительный. Век, когда жили удивительные люди, построившие новую уже Карелию? Знаю, что музейщики не дремлют, занимаются изучением истории, формированием фондов. Проблемы с помещением? А кстати, вы обратили внимание, когда, видимо, такие же проблемы были во времена губернатора Григорьева, он часть своей квартиры предоставил. Понимал, что для большого дела.

Фото Ирины Ларионовой и Валентины Чаженгиной

Exit mobile version