Интернет-журнал «Лицей»

10 любимых фильмов Юлии Утышевой

ussr-kruto.ru
Кадр из фильма «Достояние республики»

«Его герой Маркиз повлиял на мое представление о том, каким должен быть настоящий мужчина: благородный, авантюрный и не чуждый искусству…»

В недавнем прошлом известный журналист и арт-критик, а ныне директор петрозаводского филиала Академии фотографии Юлия Утышева, кроме фотосъемки, увлекается видео-артом и документальным кино. Участвовала в мастер-классах по документальному кино «Dragon Forum» в Польше.

 1. Фильмы Андрея Тарковского – любые. Наверное, не буду в этом оригинальна. Впервые Тарковского увидела благодаря маме: она меня повела в кинотеатр «Победа» на фильм «Зеркало». Хотела посмотреть, чем же это так замечателен опальный режиссер. Мне тогда было, наверное, лет 14. Надо сказать, что маме, привыкшей к традиционному советскому кино с внятным сюжетом и понятными выводами в конце, Тарковский не показался. А меня ввел в какое-то медитативное состояние и тихий восторг. С тех пор это не проходит.

2. Дань моей детской любви к актеру Андрею Миронову – фильм Владимира Бычкова «Достояние республики». Думаю, во многом его герой Маркиз повлиял на мое представление о том, каким должен быть настоящий мужчина: благородный, авантюрный и не чуждый искусству. Песенку «Вжик, вжик, вжик – уноси готовенького!», думаю, помнят все. А если серьезно, есть еще одна причина, по которой я всегда смотрю этот фильм, когда он идет по телевизору: «Достояние республики» снимали в тех местах, откуда родом мои родители – Кирилло-Белозерский монастырь, Горицы, Ферапонтово. Места, где творили свои иконы Андрей Рублев и Дионисий.

3. Фильм, который я видела однажды и теперь не могу нигде найти, – «Торжество Едермана» режиссера Фрица Ленера. В истории австрийского кино это была самая дорогая лента. В Петрозаводске ее показали в 2003 году во время фестиваля австрийского кино. Фильм о табу в искусстве и о венском кутюрье Яне Едермане, который нарушил эти табу ради известности и славы, был бы полезен каждому… Неслучайно фамилия главного героя переводится с немецкого как «каждый человек». Думаю, во многом на создателей фильма повлияла история фотографа Оливьера Тоскани и его взаимоотношений с известной фирмой «Бенеттон», которая сделала войну, эпидемии и насилие рекламным ходом в раскрутке знаменитого бренда. Хотя  критики считают, что сюжет «Торжества» представляет собой модернизированную версию пьесы Гуго фон Гофмансталя.

4. О модернизированных сюжетах: не миновала меня шерлокомания. Не то, чтобы я ждала с нетерпением третий сезон британского сериала «Шерлок» по мотивам книг сэра Артура Конан Дойла, но смотрела его с удовольствием. Не умаляя достоинств Василия Ливанова, Роберта Дауни-младшего и прочих исполнителей Холмса, все-таки думаю, что самый современный из них Бенедикт Камбербэтч. По сути, «высокофункциональный социопат» –  это герой нашего времени. И тут создатели фильма попали в точку. Ну, еще видно, что создателям сериала снимать всем вместе приятно, а энергетика успеха очень притягательна, как это было, например, в свое время с историей «Биттлз».

Очень хочу съездить в Санкт-Петербург, где сейчас на экранах нескольких кинотеатров идут версии лучших спектаклей Королевского Национального театра Британии. Один из них – постановка Ника Дира по мотивам романа Мэри Шелли «Франкенштейн», в которой Бенедикт Камбербэтч и Ли Миллер по очереди играют Доктора и его безобразное творение – монстра, созданного из частей умерших людей. Мои друзья, которые успели уже посмотреть этот спектакль, отзываются о нем очень хорошо.

5. Фильм, который произвел на меня самое большое впечатление в последнее время, –  «После мрака свет» Карлоса Рейгадаса. Не могу сказать, что его было смотреть очень просто. Весьма тяжелое зрелище, хотя неторопливое повествовательное развитие сюжета напоминает движение воды в реке. Карлос большой почитатель Андрея Тарковского, но это такой мексиканский вариант киноязыка, открытого русским гением. Разговор все о том же – что нас держит на этой земле, в чем, собственно, смысл нашего пребывания на этой земле. Фильм не отпускал несколько дней. Спасибо за это знакомство медиа-центру «Vыход» и художнику Артему Стародубцеву, который ведет там воскресный лекторий.

6. Другое открытие, состоявшееся благодаря «Vыходу», –  документальный фильм Артавазда Пелешяна «Времена года». Собственно, документальным фильмом в нашем обычном представлении этого слова картину Пелешяна трудно назвать, хотя создана лента из реальных документальных кадров жизни в советской Армении. Но монтаж и музыка Вивальди превращают смену картинок в настоящую притчу о Человеке. О великой силе монтажа еще Эйзенштейн писал. А об армянском кинорежиссере, кстати, ныне здравствующем, критики отзывались так: «Пелешян один из немногих режиссёров, а может, и единственный, кому удалось выявить в монтаже этическое измерение».

7. Вообще документальное кино люблю не меньше художественного. Один из самых любимых фильмов –  «Тише!» Виктора Косаковского. Режиссер ничего не придумывал, просто снимал в течение года картинку из окна своей питерской квартиры. А за окном, независимо от времени года, рабочие то долбили асфальт и копали яму, то ее засыпали, а через некоторое время все повторялось опять. Картина, до боли знакомая любому россиянину – вечный ремонт, так что хочется закричать вместе со старушкой из финала фильма: «Тише! Тише!». И не сразу понимаешь, что она просто зовет собачку, а не просит тишины у дорожных рабочих.

8. Фильм, к которому я возвращаюсь снова и снова в силу своего нынешнего увлечения – «Контрольные отпечатки». Около двух десятков короткометражных документальных фильмов о фотографах. Только фотографии и голос за кадром – сами мастера рассказывают о своих творческих методах и о том, как рождается вдохновение.  Многие фотографии с точки зрения современного зрителя, искушенного изысками фотошопа, могут показаться некачественными и даже неумелыми. Но в том-то и дело, что мы привыкли подменять настоящее внешним блеском, а «Контрольные отпечатки» возвращают нас к истинной сути фотографии, будь то монолог отца «решающего момента» Анри Картье-Брессона или самого дорогого ныне фотографа Андреаса Гурского.

9. В нашем прокате почти незамеченным прошел фильм Михаила Сегала «Рассказы». Если коротко о сюжете, «Рукопись молодого писателя попадает в литературное издательство и начинает влиять на жизнь любого, кто откроет ее и прочтет хотя бы страницу. Четыре рассказа из рукописи — это четыре истории с непредсказуемой развязкой, четыре жанра кино: абсурдистская комедия, социальная сатира, триллер, мелодрама». Все четыре сюжета из жизни сегоднешней России очень узнаваемы и исполнены в лучших традициях русской сатиры. Ждала, когда этот фильм появится в петрозаводских кинотеатрах, не дождалась и нашла в Интернете. Слава всемирной паутине!

10. Циклы передач для канала «Культура» «Воображаемый музей Михаила Шемякина» и «Мост над бездной» Паолы Волковой. Без комментариев!

 

Exit mobile version