Интернет-журнал «Лицей»

Может, правда Вилька нам глаза колет?

Фото Натальи Мешковой
Мариуш Вильк в Национальной библиотеке Карелии

Что сказать после прочтения «Дома над Онего» Мариуша Вилька? Если коротко: обидно!

Узнала о презентации новой книги Мариуша Вилька, прошедшей в Питере, поняла, что в Петрозаводске ее не купишь и заказала в ОЗОНЕ. Получилась, правда, двойная цена, но  «охота пуще неволи». Привезли в назначенное время, все четко и быстро. Итак – «Дом над Онего».

Мариуш  Вильк — мой сосед по Заонежью, но там встретиться  как-то не пришлось. Он наши Типиницы  «проскочил», как описывает в дневнике, заметив лишь один дымок над трубой и одного  мужика с вилами на куче навоза. Тогда как вся деревня, вполне жилая, осталась в стороне. Ну а мы до Конды  Бережной не доезжаем обычно, торопясь в Великой Губе на «комету».

двери противопожарные металлические
Что сказать после прочтения книги? Если коротко: обидно! Даже при  том, что интересно, потому что  узнаешь о родном, с детства  знакомом,  о близких людях, даже о каких-то дальних родственниках, оставшихся  в Заонежье.  Красоты нашего края, природа, Онего – всё замечательно описано. Но люди – так ли уж все сплошь «пейзаны», непременная составляющая пейзажа, и пьяницы? По первому взгляду, да … Но ведь автор живет   там не неделю и не месяц –   несколько лет. С какой целью приехал он  в глухую  заонежскую  деревню? Чтобы  отгородиться от мира, побыть в тишине наедине с  самим собой? Решить для себя мировоззренческие проблемы, не поддающиеся  осмыслению в обычной обстановке? Однако многочисленные встречи, своего рода паломничество к заезжему писателю  интересующихся  сделали свое дело  — наверняка и в его избе рюмочка наливалась регулярно… Ну и на что тогда Вильк рассчитывал? Подобное притягивает подобное…

Всё-таки  побеждает в нем  этакое  верхоглядство, если не увидел настоящих  коренных заонежских жителей, открытых добрым людям, гостеприимных,  добродушных, мастеровитых, смекалистых, терпеливых,   выживающих на родной земле наперекор всему. Не увидел, потому что не захотел? Не очень интересовала автора эта сторона  жизни (о дачниках-соседях замолвил доброе слово, и то припечатал  –  тоже пьяницы). Да, с  первого взгляда впечатление правильное. Пьют  местные много, живут бедно, и никому из власть предержащих нет до них дела. Это на такой-то благословенной земле!  Что  мне и обидно… и стыдно… и больно… и хочется еще  много хорошего сделать  для своей малой Родины. Но  мое  самое свежее впечатление за последние несколько лет (когда весной проезжаю  на машине из города в деревню) – сколько новых домов появилось в округе! И сколько старых  построек  подновили! Видимо, появились у людей возможности осуществить свои давние надобности, не скажу  пока мечты.

Дневник  помечен 2003-2005 годами. А в 2004-м  в журнале «Север»  был опубликован  мой  очерк  «Живая душа поколений» о родной  деревне Типиницы, о моих  очень интересных земляках, в том числе  и о семье Терентьевых, обычной заонежской семье, живущей своим трудом и общими  проблемами  страны и края. Есть в деревне пьющие, не без этого, но  преобладает здоровое начало и трезвый подход к жизни. Видимо, у нас просто разные авторские  позиции: у  заезжего писателя  – позиция  гостя-наблюдателя, у меня – родного  для  Заонежья человека, болеющего за  его  настоящее и  будущее.

Ну что ж, каждому свое. Уедет от нас залетный писатель  Мариуш Вильк , забив досками дверь и окна приютившего его дома. Найдет себе пристанище где-нибудь в другой  глуши – и там пофилософствует. Уж лучше бы он, следуя  совету соловецкого  монаха,  «бродил по миру, не покидая своей кельи». Смог  же он в занесенной снегом  русской избе, отрезанный от мира на несколько недель,  побывать мысленно в Стране цветущей сакуры.

Заонежью  же Мариус  Вильк  предрекает полнее  разграбление. «Для новых русских  северные земли – территория грабительской эксплуатации. Как в свое время  Черная Африка для белых, – пишет он. – На аборигенов, эту диковинную славянско-финско-угорскую смесь (плюс саамы), рассчитывать тоже  не приходится. Во-первых, они полумертвые от пьянства. Во-вторых, к лесу они относятся с неменьшей жадностью, только кишка, как говорится, тонка – возможности не те. Но все, что можно, или тащат,  или гноят… Лес для них – огромная помойка,  куда можно вывалить привезенный на прицепе мусор: куда попало, прямо у обочины…» «Сегодня процесс вымирания деревни уже не остановишь.  Свободный рынок диктует свои законы.  Один из них заключается в том, что земледелие на Севере экономически невыгодно. Кто хочет жить, а не выживать – руки в ноги, и айда! Дебилы и алкоголики постепенно вымрут сами… и Север снова опустеет»

Вот  такая у нас  «заманчивая» перспектива…

…Польский писатель встречался   со множеством   творческих людей. Он рассказывает и об  этих встречах. Удивительно, что он  нашим, карелам, рассказывает  о нашей истории! Да,  изучал документы в  архивах, готовился  же к своему путешествию. Но или перевирает эти беседы, или  наши  художники и писатели-журналисты  совсем не интересуются  жизнью  своих предков? Это же как будто мне кто-то чужой будет рассказывать обо мне же! Удивительно!

Да ладно, говорю себе, может, специально он так все написал, чтобы  расшевелить наше чувство собственного достоинства, пробудить силы дремлющие, заставить  задуматься? Правда глаза колет… Может, спасибо надо сказать? Вот ведь в те же годы, когда жил Мариуш  Вильк в Конде Бережной, один  известный в республике человек, рожденный  в Великой  Губе  (в паспорте написано), не захотел «идентифицировать себя» с  заонежскими жителями. Это президент Карельского научного центра  Александр Титов. Он считает себя петрозаводчанином. И, стало быть, заонежские проблемы его не сильно волнуют. Дать  бы   ему прочитать  «Дом над Онего»…

Сайт Надежды Акимовой welladvice.ru

 

 

 

Exit mobile version