Интернет-журнал «Лицей»

С Евтушенко по Заонежью

Евгений Евтушенко читает стихи на Юсовой горе. Фото Геннадия Волкова
Евгений Евтушенко читает стихи на Юсовой горе. Фото Геннадия Волкова

Эти снимки из домашнего архива с пояснениями к ним прислал нам петрозаводчанин Владимир Тихонов. В те годы, когда они были сделаны, он работал на заводе «Авангард», увлекался яхтенным спортом. 

 

…В тот день я зашел в интернет, и в глаза бросилось печальное известие: умер поэт Евгений Евтушенко. Мне довелось познакомиться с ним 30 лет назад.

Евгений Александрович приехал в Петрозаводск на Всероссийский праздник книги и фольклора «Кижские белые ночи». Союз писателей  КАССР обратился  с просьбой к руководству завода «Авангард»  выделить три яхты нашего заводского яхт-клуба для поездки поэтов. Директор завода  Валерий Васильевич Судаков издал приказ, и с 3 по 6 июля 1986 года яхты «Сариола» «Укко» и «Лоцман», капитанами которых соответственно были Сергей Шаталов, Николай Колобов и я, назначенный старшим похода, были предоставлены в распоряжение писателей.

Накануне, перед походом, Евгений Александрович читал стихи в летнем театре нашего городского парка культуры и отдыха. Свободных мест не было. Нам, яхтсменам, участникам будущего похода, выделили места около сцены. Он читал «Мама и нейтронная бомба» и «Фуку». Слушать стихи вживую в исполнении автора было впечатляюще. Я так близко прикоснулся к неведомому мне тогда миру поэзии! Задавали много вопросов, интерес людей к Евтушенко был очень большой.

На следующий день 3 июля в 11 часов вышли от пассажирского причала, где на ночь наши яхты были пришвартованы под присмотр милиции. Погода была пасмурной, но дул свежий попутный западный ветер. Подняли паруса, и наши яхты взяли курс на остров Кижи.

На яхте. Слева Владимир Тихонов. Первый справа Марат Тарасов, рядом с ним Лев Левинсон. Фото Геннадия Волкова

Разговоры в походе были обыденные. Поэт Лев Левинсон всё больше говорил о своей даче. Стихи никто не читал. Поэт Марат Тарасов спросил меня: «Можно ли чуть-чуть выпить?» Я ответил: «Можно, но только чуть-чуть». Поэты повеселели, зазвенели бокалы, а журналист «Известий» (не помню его фамилию) достал маленькую гармонику и стал петь частушки и веселые песни, которых хватило на весь поход. Я удивлялся его памяти. С нами ходил тогда в поход и карельский радиожурналист Эрик Тулин.

До Кижей дошли без приключений. Была остановка на ночь на острове. Рано утром Евгений Александрович решил искупаться, но вода была холодная, и он только ополоснул лицо. Позавтракали и пошли на экскурсию в музей. В это время в Кижах проходил фольклорный праздник. Евтушенко весь преобразился: был оживлен, без конца фотографировал хороводы.

Евгений Евтушенко на острове Кижи. Фото Геннадия Волкова
На острове Кижи. Слева от Евгения Евтушенко директор музея-заповедника «Кижи» Михаил Лопаткин. Фото Геннадия Волкова

После обеда мы подняли паруса и пошли на Кузаранду, остановившись в пути на ночевку на яхте на траверзе Вороньего Острова. Пустились в столь неблизкий путь с ночевками, потому что Марату Васильевичу хотелось показать Евтушенко могилу нашей знаменитой заонежской вопленицы Ирины Андреевны Федосовой. Это же он вместе с Робертом Рождественским стал инициатором установки памятника на ее могиле.

На Юсовой Горе. Деревня Кузаранда. Позади памятник Ирине Федосовой. В центре Евгений Евтушенко и Марат Тарасов. Во втором ряду (слева направо) Лев Левинсон, Эрик Тулин и Владимир Тихонов. Фото Геннадия Волкова
На Юсовой горе. Фото Геннадия Волкова

В Кузаранде, а конкретно в деревне Мяльзино, нас на лодке встретил мой отец и вывез на берег.

Около дома В. Тихонова в д. Мяльзино (Кузаранда). В центре Евгений Евтушенко и Марат Тарасов. Сзади Лев Левинсон и Эрик Тулин. Фото Геннадия Волкова

Меня удивило, что на берегу нас уже ждали неизвестно откуда узнавшие о прибытии поэтов две женщины, любительницы поэзии Евтушенко.  Немного перекусив в моём родовом доме, мы пешком отправились на кладбище на Юсову Гору. Поэты читали стихи. Потом мы помянули  Ирину Андреевну, усевшись тут же на траве. На обратном пути опять ночевали на яхте в районе Конды Клименецкого острова.

 

Вот и всё. На память о том походе остались фото, сделанные и подаренные мне позже фотокорреспондентом Геннадием Волковым. А вот я у Евгения Александровича даже автографа не догадался взять, но на память в судовом журнале записи об этом походе остались. И автограф, который мне дал Марат Васильевич, когда  издал сборник стихов  «Полнолуние», с книжкой вместе сохранился: «Володе с великой благодарностью за плавание на яхте. М. Тарасов».

Exit mobile version