М. Мэйо, М. Эннекен. «Моя жена — лгунья!».
Негосударственный авторский театр Ad Liberum
Если вы хотите развлечь зрителя, не напрягая и не загружая его, то лучше всего выбрать для постановки какую-нибудь комедию ситуаций. Такую, чтобы кто-то вбегал, выбегал, путал детей, чемоданы, жен или даже трупы. Ну, типа «Номер 13», например. Или «Шум за сценой». Или, скажем, «Моя жена — лгунья!». Пьеса двух американцев Мэйо и Эннекена. Про жену, бесконечно обманывавшую своего супруга.
О, что это была за жена! Во-первых, она все время визжала. Во-вторых, рыдала. В-третьих, сучила ножками. И, в-четвертых, трясла ручками. Визжит, сучит, трясет, рыдает, и все это, не прекращая визжать. Видимо, за столь широкий диапазон умений театр «Ad liberum» и выдвинул Айну Мустафину – исполнительницу роли лгуньи — на соискание «Онежской маски» за лучшую женскую роль. Впрочем, с таким же успехом театр мог выдвинуть и Елену Сапегину, игравшую подругу героини, – она на протяжении двух отделений делала абсолютно то же самое. И, честно говоря, самым большим желанием в ходе спектакля было придушить эту дамскую пару большой и мягкой подушкой. Но поскольку подушки под рукой не имелось, представление обошлось без жертв.
Справедливости ради надо сказать, что мужчины спектакля мало чем отличались от женщин. Оба были патологические идиоты. Один напоминал мультяшного кролика (Владимир Весский), другой не менее мультяшную собачку (Владимир Елымчев). Обоими вертели, управляли и двигали две классические курицы. Получалось, что архетип «комичного мужа» еще безнадежней, чем архетип «комичной жены». И, главное, не оставляло ощущение, что все они дружным квартетом сбежали из сумасшедшего дома.
Бросалась в глаза еще одна деталь. Все главные персонажи упрямо напоминали героев горячо любимого народом фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!». Решительный, набриолиненный брюнет; робкий блондин-очкарик; слабая, истеричная блондинка и довольно креативная шатенка. Не хватало только спокойного, как скала, слуги в смокинге, но его удачно подменила такая же бесстрастная, как и он, черная, служанка без смокинга, исполненная лично главным режиссером театра Снежаной Савельевой. Впрочем, в этой похожести ничего порочного не было. В масках персонажей известного кинофильма актеры словно бы чувствовали себя уверенней, чем, играя роли, в которых им некому было подражать.
Особенно это касается Владимира Весского, который в роли затюканного Джимми Скотта выглядел гораздо уверенней, чем тогда, когда он, например, играл докторов в «Близости» или в «Иванове». Так что стилизовав спектакль под «киношное» представление о 20-х годах XX века (спектакль, как и кино про тетю, начинается кадрами из такого фильма, сразу настраивая зрителя на определенную волну) и найдя каждому актеру его образ, Савельева создала вполне органичное и веселое представление. Единственно, из него несколько выпадали эпизоды с участием Елены Полиенко, игравшей начальницу приюта. Может, сцену ее погони за Скоттом стоило сделать более условно-танцевальной, или постараться максимально точно «срисовать» ее с немых фильмов.
Но, как бы то ни было, своей цели комедия достигает. Герои вбегают, выбегают, меняют детей, превращают мальчиков в девочек, в общем, развлекают зрителя, не напрягая и не загружая его… Хотя, без конца визжащие и истерящие барышни все-таки страшно раздражают. По крайней мере меня.