Интернет-журнал «Лицей»

Дарья Толмачёва: «Увлечённость вместо принудиловки»

Дарья Толмачева. Фото Марии Голубевой

Победителем республиканского конкурса «Воспитатель года»  стала Дарья Толмачёва, социальный педагог детсада № 25. О победе, пути к мечте и перспективах наша беседа с ней.

—  Отличный детский сад! Ты его сразу найдешь. Вверх по лестнице, на калитке звонок. Нажмешь на кнопку и откроют, —  рассказала мне подруга, сын которой раньше ходил в негосударственный  детсад № 25.

Убранная территория, хороший забор, всюду звонки и домофоны, веселые дети на улице. У дверей меня встречает Дарья Толмачева, победительница республиканского конкурса «Воспитатель года». Повзрослела и не такая улыбчивая, отмечаю я про себя.

Даша улыбается и говорит :

—  Как же давно мы не виделись!

Почти 15 лет, если не считать пары мимолетных встреч на улице и редкие приветствия в соцсетях.

—  Дарья, кем ты мечтала стать в детстве? —  спрашиваю я и вспоминаю непоседливую Дашу, которая в школьные годы играла в «Театре Трех муз», занималась баскетболом, пела шведские песни и ни секунды не сидела на месте. Если ее с одноклассницами оставляли в классе, то, казалось, закрой дверь, и девчонки окажутся на люстре — такими они были задорными.

—  Я, как и мама, мои тетя и бабушка, всегда мечтала быть педагогом, — рассказывает Дарья. —  Путь в профессию у меня был долгим. После окончания школы №3 я училась в Карельском училище культуры, затем в Карельском государственном педагогическом университете на факультете дошкольной и социальной педагогики и психологии. Никогда не сомневалась, что буду работать с детьми. После вуза сразу же пришла в детсад №25 на должность социального педагога, чему до сих пор радуюсь.

— Так уж сложилось, что в привычном понимании, человек на этой должности работает с проблемными и социально неблагополучными семьями, но в нашем саду их просто нет, — к разговору присоединяется Марина Анатольевна Морунова, заведующая садом. —  Поэтому наш социальный педагог занята взаимодействием между детьми, родителями и воспитателями. Это обучение детей общению в игре, участие семей в проектах, подготовка и проведение специальных занятий в группах. Представляете, целую неделю в октябре дедушки и бабушки наших воспитанников участвовали в специальном проекте — такие поделки мастерили, столько интересных идей воплотили, на концерт пришли. Так что Дарья Александровна у нас — это и генератора идей, и связующее звено между взрослыми и детьми.

— Иногда мне кажется, что главная задача социального педагога — улавливать настроение, понимать внутренние процессы в коллективе, чтобы вовремя их направлять, а, если есть необходимость, корректировать, — говорит Дарья.

— Что вы сделали сразу же после победы? — интересуюсь я.

— Праздновать победу мы начали с того, что проанализировали все ошибки Даши. Сделали это потому, что уверены — она может лучше, — говорит Полина Александровна Шурова, старший воспитатель, которая вместе с заведующей помогали Даше готовиться к городскому и республиканскому этапу, приходила на открытые занятия и конкурсные испытания

— Я же понимала, что иду на конкурс не одна, — вновь вступает в разговор Дарья. — Со мной вместе шел коллектив, я чувствовала и поддержку, и ответственность. Мне бы не хотелось думать, что я сделала не все от меня зависящее, но в то же время я понимаю, что конкурс — это лишь часть моей жизни, определенный этап.

— Что будет дальше? — уточняю я.

— Сейчас будем готовиться к России. Для нас важно, что опыт нашего детского сада признан на уровне города и республики. Мы готовы делиться своими наработками, обсуждать их с коллегами, открыты к новому, — делится своими мыслями Марина Анатольевна.

После общего разговора Дарья уводит меня в свой небольшой кабинет.

— Места у меня немного, но здесь светло и уютно, — говорит она и посматривает за окошко.

Из разговора узнаю, что Дарья не пошла с дошколятами к памятнику, куда они понесли цветы. Разговор наш проходит накануне Дня Победы — тема памяти, как оказалась, близка и Даше.

— Мое открытое занятие было посвящено Великой Отечественной. Понимаю, что эта тема сейчас у всех на слуху — в садах и школе перед праздником идут уроки, детей водят к Вечному огню, но я постаралась найти неформальный подход. Вела разговор с детьми не от даты, а от вещей, которые могли бы их заинтересовать. Принесла на занятие каску, пилотку, показала, как складывались военные письма. Я знаю, что если вопрос задает ребенок, если его друг о чем-то важном догадался, если я вижу интерес в глазах ребят,  занятие и сама тема найдут живой отклик у детей.

— Дарья, а как ты считаешь, о войне с детьми говорить надо?

— Обязательно. Как без этого? Но тема эта неоднозначная, когда говоришь, кажется, балансируешь на грани. Не может быть лишнего движения и усилия даже. Важно не давать детям слишком много информации, стараться, чтобы они добывали ее сами, с помощью вопросов, общения, догадок даже. Я уверена, в этой теме лучше недодать, чем дать слишком много непосильного.

— Знание каких педагогических техник помогает тебе выстраивать общение с детьми?

— С социоигровой технологией я познакомилась давно. Уже сейчас, повзрослев, понимаю, что этот метод использовался и в «Театре Трех Муз», где я занималась несколько лет, а в театральном лагере «Артсия» с нами работали так Александра Петровна Ершова, вдохновитель проекта,  и  Елена Аккуратова, в прошлом режиссер «Театра Трех Муз», сейчас замдиректора по воспитательной работе Хорошёвской прогимназии в Москве. Каково же было мое удивление, когда буквально с первых же дней работы я услышала о социоигровой технологии! Тогда-то я и поняла, что пришла в то самое место, о котором мечтала.

— В чем смысл этой методики?

— Социоигровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлеченности. Не секрет же, что игра стимулирует  познавательные интересы ребенка, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность детям реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения. Моя задача как воспитателя научить детей играть в группе, бережно общаться. Через доброе отношение друг к другу дети понимают, что они имеют право на свое мнение.

… Наш разговор завершился: в детский сад с прогулки возвращались румяные ребятишки, социальный педагог Дарья Толмачёва планировала после дневного сна провести в группах еще несколько занятий.

Дарья Толмачёва и Марина Анатольевна Морунова, заведующая детсадом
Дарья (в центре) вместе с М.А. Моруновой и П. А. Шуровой

Фото автора

Exit mobile version