— В настоящее время у российских детей нет условий для проявления своей одаренности. А если ребенок не творит, то его потенциальная одаренность спит и в конечном счете глохнет, — пояснил ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. По его словам, миссия государства — обеспечить равные условия для того, чтобы выявлять и поддерживать талантливых детей вне зависимости от сферы одарённости, социального положения и имущественных возможностей семей.
Но если на уровне школы выявлять таланты все же удается, то после поступления в вуз талантливыми детьми вообще никто не занимается. Авторы концепции предлагают сосредоточиться в первую очередь на выявлении талантов, но при этом планируется, что процесс не ограничится только школьными рамками, а будет предполагать и дальнейшее сопровождение — вплоть до аспирантуры и трудоустройства.
— Эксперты признают, что пока некому выявлять одаренных детей и работать с ними. Нет методики, которая позволяет определить талант в раннем возрасте, очень высок субъективизм со стороны педагогов. В ряде случаев, если ты не проходишь фильтр первого педагога, у тебя больше нет шансов. Мы сталкиваемся с низкой мотивацией и компетентностью педагогов — наши школы за редким исключением не нацелены на поиск талантов, — считает Кузьминов.
Поэтому в педвузах предлагается ввести специальный курс лекций «Одаренные дети», а для действующих учителей и педагогов дополнительного образования провести курсы повышения квалификации, чтобы они могли своевременно распознать и выявить талант у своих учеников. Кроме того, планируется издать специальные методические пособия по выявлению одаренных детей.
Всячески планируется поощрять любую активность в отношении взращивания таланта при помощи конкурсного финансирования в виде грантов и субсидий. Предлагается ввести стипендию не только талантливым студентам, но еще школьникам и их наставникам. Перспективным аспирантам стипендию предложено поднять до уровня средней заработной платы по региону, а срок обучения в аспирантуре сделать четыре года, но при этом ужесточить условия приема.
То, что в скором времени в том или ином виде документ будет одобрен, почти ни у кого не вызывает сомнений.
— Кадровая ситуация критическая: в стране огромное количество людей с дипломами, но настоящих профессионалов практически нет. Мы это видим по количеству технологических катастроф, по качеству медицинских услуг, по многим другим показателям, — рассказал зампред думского комитета по образованию Олег Смолин.
В ближайшее время Минобрнауки РФ подготовит итоговый вариант концепции, включив в него замечания, которые высказали регионы.
От редакции. В 2011 году в Карелии получила республиканский статус Специализированная школа искусств. А теперь в республике, о чем говорится в проекте программы модернизации республиканского образования на 2012 год, на очереди создание республиканского и межмуниципальных центров научного и технического творчества детей и молодежи.
Фото Натальи Мешковой