Анонс

В Москве поддержали концепцию развития музея «Кижи»

На расширенной коллегии Министерства культуры России ее представил директор Андрей Нелидов.

Как сообщает пресс-служба музея-заповедника, на коллегии Нелидов подчеркнул, что концепция является результатом коллективного труда. В нее внесли свой вклад музейные работники, независимые эксперты в лице специалистов Лаборатории музейного проектирования и природоохранной организации СПОК, а также представители органов власти и общественности, в том числе коренные жители Заонежья.  

В поддержку концепции на коллегии в Москве выступили представители властей и общественности Карелии, руководители ведущих музеев страны. 

Министр культуры Карелии Елена Богданова зачитала письмо Главы республики Александра Худилайнена в адрес министра культуры России Владимира Мединского: «Проект Концепции развития музея-заповедника «Кижи» разработан с учетом приоритетов социально-экономического развития Карелии и Концепции развития туристско-рекреационного кластера «Заонежский», направлен на всестороннее изучение и сохранение уникальных объектов, расположенных на территории Заонежья, предполагает полномасштабное вовлечение богатого историко-культурного потенциала территории в сферу культурного туризма. В этой связи Правительство Карелии считает, что проект заслуживает поддержки Министерства культуры России».

От имени карельской общественности и науки выступили известный писатель Марат Тарасов, поддержавший предложение о передаче музею ряда бесхозных памятников (в том числе знаменитых петроглифов на мысе Бесов Нос), и ректор Петрозаводского университета Анатолий Воронин, рассказавший о совместном проекте музея и вуза по открытию кафедры деревянного зодчества под эгидой ЮНЕСКО. Кафедра призвана восполнить острый дефицит специалистов-реставраторов в Карелии и России; возглавить кафедру предложено академику Вячеславу Орфинскому.

Директор Музея архитектуры им. А. В. Щусева Ирина Коробьина заметила: «В этой масштабной, стратегически выверенной и действительно глубоко проработанной Концепции меня смущает тема копийных домов». Как пояснила И. Коробьина, в мире выработана практика, когда новое не маскируется под старое. Жестко ограничиваются только общие параметры застройки (площадь, объем, материал, цвет), а в остальном архитекторы готовят проект по своему усмотрению.

Концепция выделяет четыре этапа развития музея-заповедника «Кижи». Объекты первой очереди располагаются, главным образом, в центральной зоне музея на самом острове Кижи. Объекты второй очереди находятся в охранной зоне музея. Объекты третьей очереди сосредоточены на Заонежском полуострове.

Концепция предполагает перераспределение антропогенной нагрузки с центральной зоны музея на «внешние» зоны. При этом будет строго соблюдаться требование научной обоснованности и исторической достоверности. Кроме того, в музее появятся жилье для сотрудников, расширенный Детский музейный центр, Главный визит-центр, открытое фондохранилище, Центр традиционного судостроения, Дом природы, Центр традиционного землепользования и хозяйствования.

Фото Владимира Ларионова

 

 

 

 

  • Валерий Алексеевич Савельев

    Светлана! Не знаю правильно ли я понимаю ваше высказывание, но обращаю ваше внимание на то, что исторические памятники культуры сохраняются для того, чтобы будоражить мысли потомков предоставлением им забываемой информации, то есть по моим убеждениям главное в существовании памятников — преподавание новым поколениям знаний. И чем шире объём и содержательнее информация, тем громче слава памятника,больше его посещаемость, его полезность и доходность. Всё в мире имеет пределы… Беспредельны только жадность и глупость. Вершители судьбы музея Кижи из жадности не создают новых информационных материалов и экспозиций, не удешевляют проезд до Кижи и тем самым в условиях продолжающегося обнищания населения снижают посещаемость музея, а значит его доходность, способность к развитию и в конечном итоге приведут его к тому, что возникнет мнение о его ненужности людям.

  • Светлана Захарченко

    [quote name=»Валерий Алексеевич Савельев»]Главное — Концепция должна содержать информацию о содержании новых знаний, которые получат туристы в усовершенствованном музее «Кижи», информацию проверяемую, то есть план создания новых книг, фильмов, тематических выставок и буклетов к ним.[/quote]
    При всём уважении к Вам, Валерий Алексеевич, то, что получат туристы — не главное в Кижах — историческом памятнике культуры, который превращен в музей по документам, но используется как объект наживы чиновниками всех рангов.

  • Валерий Алексеевич Савельев

    У С.В. Михалкова есть басня, в которой Слон-живописец, желая создать эпохальное произведение искусства, собрал к своей картине знатоков живописи, выслушал их критику и дописал их пожелания в картину. Когда знатоки увидели доработанную картину, они единодушно заявили, что получился у Слона ералаш. Эту басню я вспомнил, когда увидел список перечисленных соучастников создания Концепции, а директор музея был представлен как декламатор Концепции. Директор должен был выслушав всех представить собственное видение собственную разработку реформированного музея «Кижи».
    А в конце прочтения информации о московском обсуждении я вспомнил анекдот… Забрался мужик на дерево, а слезать боится. Стал звать народ, чтоб помогли спуститься… Никто ничего толкового предложить не может. И вдруг объявился инициативный мужичок, который потребовал принести верёвку, конец которой бросил на дерево и потребовал от страдальца, чтобы тот привязался к верёвке. Когда верхолаз привязался, мужичок приказал верёвку тянуть. Мужика с дерева сдёрнули и он убился. Тянульщики потребовали у инициатора спасения объяснений, на что тот заметил, что вчера точно так же мужика доставали из колодца и всё закончилось успешно. В выработке решения должна быть логика, которая начинается с формулирования цели, под достижение которой вырабатывается методика её достижения. Если ставится цель сохранить верхолазу жизнь — то нужна лестница, если спустить на землю — подошла верёвка.
    Обратите внимание — в информации о Концепции не сформулирована цель развития. В письме А.Худилайнена говорится про изучение и сохранение уникальных объектов Заонежья, о вовлечении историко-культурного потенциала территории в сферу культурного туризма, но не оговорены методы воздействия на туристическую аудиторию…
    Появление в музее жилья для сотрудников, расширенного Детского музейного центра, Главного визит-центра, открытого фондохранилища, Центра традиционного судостроения, Дома природы, Центра традиционного землепользования и хозяйствования — всё это правильно, хорошо, но не это главное. Главное — Концепция должна содержать информацию о содержании новых знаний, которые получат туристы в усовершенствованном музее «Кижи», информацию проверяемую, то есть план создания новых книг, фильмов, тематических выставок и буклетов к ним.
    Я не хотел и не хочу обидеть разработчиков Концепции развития музея «Кижи». Я хочу большей славы нашей РК и предмету её гордости музею «Кижи». Я хочу убедить работников культуры РК в том, что на историю РК и её пропаганду надо взглянуть шире.

  • Валерий Алексеевич Савельев

    Концепция развития музея «Кижи»…Она мне не показалась настолько судьбоносной, что повлияет на рост интереса туристов к музею и Карелии. На «Форум 17 марта» в «личных страничках» в разделе «Валерий Савельев» я разместил несколько статей на темы значимости и развития музея «Кижи». Эти статьи посетили сотни пользователей интернета, но посетители не оставили своих комментариев.Так и не знаю: кто-либо из составителей концепции видел эти заметки или нет. Основная мысль статей такова: для увеличения научной значимости, посещаемости и доходности музея «Кижи» необходимо раскрывать туристам тему «Кижский погост как основание Олонецких горных заводов». Предполагаю после знакомства с этой публикацией постараться обнародовать более широко свои соображения.