Интернет-журнал «Лицей»

Особенный ученик в сельской школе

Во время недавнего путешествия по сельским школам бросилось в глаза: в учительском гардеробе Чалнинской школы в специально отведенном углу поблескивала металлическими деталями детская инвалидная коляска. Директор заметила: «Учится у нас ребенок с такой проблемой. И, знаете, неплохо учится, дети к нему внимательны, и самому ему, похоже, нравится».

 

Это новенькое инвалидное кресло – материализованный признак интеграции, нововведения последних лет, когда дети с проблемами получили возможность обучаться, воспитываться в обычных школах и в учреждениях дополнительного образования. Полтора года назад в нашей республике впервые в России был принят закон, призванный обеспечить права детей с различными проблемами в состоянии здоровья и развития на получение образования без отрыва от семьи. С появлением в обычной школе необычного ребенка возникает много проблем, у сельской школы в особенности.
 
Первая из них – это квалифицированная помощь, обучение и воспитание адекватные возможностям ребенка. Нужны специалисты, которых в сельской школе нет. Учитель, оставаясь один на один с таким ребенком, ориентируется в основном на свою интуицию. Некоторые педагоги пытаются занять чем-нибудь, чтобы не мешал работать с другими.
 
Вторая проблема – организация обучения ребенка, проживающего далеко от школы. Реструктуризация сети образовательных учреждений на селе, в частности, привела к тому, что в дальних поселениях неэффективные маленькие школы закрылись/закрываются, дети обучаются в ближайшей школе, куда их подвозят на автобусе, или живут в школьном интернате. Как в таком случае получить образование девочке-инвалиду из Колатсельги, где школы больше не существует?
 
Есть у нас в Карелии уникальный успешный опыт дистанционного обучения детей-инвалидов на дому, например, у Прионежского реабилитационного центра детей и подростков с ограниченными возможностями в селе Деревянном. Однако не будем обольщаться, пока «дистанционка» находится в зачаточном состоянии и не может обеспечить качественное образование.
 
Третья проблема – специальные условия, в которых нуждается особенный ученик. Специальные мебель, пандус, столовые приборы, слуховой аппарат, сурдоперевод… Таким детям и школам неплохо помогает служба социальной защиты. Но пока порядок применения закона в деталях не разработан и по старинке многие хорошие вещи приходится делать не благодаря, а вопреки.
 
Сегодня настало время провести анализ действия закона, внимательно присмотреться к тем ситуациям, когда он пробуксовывает, и рассмотреть сложности его реализации в условиях сельской местности.
 
«Лицей» № 12 2009 
Exit mobile version