Июнь – месяц для абитуриентов и родителей тревожный. «Куда поступить?» – написано на лицах выпускников. «Где взять деньги на образование, если что?» – переживают родители. Экзамены, марафон в поисках вузов и специальностей, ожидание длиной в полжизни… Определиться с профессией непросто. А если еще и баллы ЕГЭ ниже, чем ожидали – крах мира? Нет, ребята, всё только начинается. Ведь главное – найти себя. Да и кто сегодня работает по профессии?
На фестиваль «Воздух» 19-21 июня съехались музыканты разных возрастов и взглядов. Мы спросили, повлияло ли их образование на успех в карьере. Какие только профессии не освоили рокеры! У многих за плечами музыкальная школа, и ее оказалось достаточно, чтобы сколотить первую группу, затем пошло-поехало. Тем не менее от своего образования собеседники не отказались, они благодушно отзывались о студенчестве как о полезном и приятном этапе в жизни.
Тэм Булатов, группа Lumen, бросил юридический факультет на пятом курсе
– Ушел, потому что был собой разочарован, не видел себя в профессии. Но сейчас без юристов все равно никуда. Слишком сложна структура законодательства, многое в нем меняют до сих пор.
– Какие-то знания пригодились?
– Высшее образование, даже не завершенное мною, очень многое дает. Хотя бы потому, что есть определенный пласт знаний, минимум, который тебе в голову вкладывают так или иначе: курс философии, этика, эстетика, история на совершенно другом уровне. Безусловно, я многое для себя приобрел, потому что преподаватели хорошие были.
Игорь Растеряев окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства
В перерывах между гастролями артист участвует в спектаклях питерского театра «Буфф», играл эпизодические роли в кино.
– Вы работаете по профессии в театре. Как вам подбирают роли?
– Если честно, последние два года роли вообще не подбирают. Не могу сказать, что сильно занят в театре как артист, я на подхвате. В основном маленькие роли «принеси-подай». Играл в военном спектакле «Женя, Женечка и Катюша». В «Примадоннах» играю репера и битбоксера.
– Билеты раскупаются, если вы участвуете?
– Билеты вообще раскупаются на театр «Буфф», я не влияю. У театра все прекрасно – это веселый легкий жанр, люди идут отдохнуть, посмеяться.
Leeroy Thornhill, британский музыкант, бывший участник группы The Prodigy, по образованию электрик
– Как и многие молодые люди не знал, как определиться с профессией, и в итоге стал электриком. Колледж или университет не оканчивал. Пошел учиться в 16 лет после школы. Работал до 20-ти, пока не появились The Prodigy. После этого оставил инструменты и ушел. Но до сих пор могу починить электрику дома.
– Сегодня ваша помощь бы пригодилась, – послышался комментарий. В субботу на главной сцене «Воздуха» не раз отключалось электричество.
Эдмунд Шклярский, группа «Пикник», высшее образование по специальности «Строительство атомных станций»
– Мне кажется, любое образование не мешает. Даже если оно идет параллельными линиями, оно расширяет кругозор. И собственно говоря, студенчество – это самая светлая пора у любого человека. Поэтому неважно, на кого ты учишься.
Дмитрий Варшавский, группа «Черный кофе», окончил Российскую академию музыки им. Гнесиных по классу виолончели
– Если бы у меня было другое образование, была бы другая музыка, нюансы. А ведь все дело в них. Все играют одни и те же песни, и аккорды одинаковые, и мелодии у многих красивые. Но у каждого автора свои штрихи, которые присущи только ему. Думаю, именно в этом и отражается образование.
Лусине Геворкян, группы Tracktor Bowling и Louna, окончила Московский государственный институт культуры, факультет менеджмента и социально-информационных технологий
– Как и все нормальные люди, которые не из Москвы, поступала ради одного – общежития, это же понятно все. Поступила в первый попавшийся вуз, где была нормальная общага. У всех спрашивала, мне сказали во МГУКИ общежитие квартирного типа, дешевое, интернет есть, кухня.
Я сдала экзамены и стала заниматься музыкой. Но все предметы сдала хорошо и сейчас ловлю себя на мысли, что частично по профессии что-то делаю. Занимаюсь и аналитикой, и пиаром, и маркетингом, ввиду того, что музыканты сами себе все: и режиссеры, и продюсеры. Так что знания пригодились.
Глеб Самойлов, группа «Глеб Самойлоff & The Matrixx», поступил в музыкальное училище, но не окончил
– Вы подавали документы на исторический факультет…
– Было дело, слава богу, что не поступил. Образование абсолютно не повлияло на карьеру. Единственное, что я учился играть на контрабасе более-менее сносно, чтобы смычок меня слушался. Но эти умения и навыки, если их не практиковать, пропадают.
– А чему сейчас учитесь?
– Выживать, – задумчиво произнес Глеб. – Каждый новый альбом, а у нас с The Matrixx уже пять, я учусь преодолевать себя, страх, что ничего не получится… Но с другой стороны, я уверен в нашей группе.
Екатерина Иванчикова, группа IOWA, окончила Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка
– Я филолог, специализировалась в области белорусского языка и литературы. Образование на карьеру не повлияло. Ведь музыкой всю жизнь занималась, с пеленок. Пела с пяти лет, музыкальную школу окончила.
– Мы между собой говорим на белорусской торсянке. – Добавляет гитарист Леонид Терещенко, – прикалываемся в группе, планируем записать альбом.
– А я им ставлю двойки, – смеется Катя.
Мало кто из «воздушных» музыкантов работает по профессии. А вот страна знает, зрители аплодируют. Так может быть, не стоит паниковать, непременно стремиться на престижные юридический или экономический по расчету? А прислушаться к себе и обрести любимое дело. Впрочем, музыканты говорят, любое образование лишним не бывает. Успехов, выпускники!
Фото автора