Интернет-журнал «Лицей»

Древняя весь в современном формате

{hsimage|Часть экспозиции ||||}

В Национальном музее открылся выставочный комплекс «В гостях у вепсов. Adivois».

В прошлом году Национальный музей РК  в VIII конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире, который проводит благотворительный фонд В. Потанина, выиграл грант на создание образовательной программы с проектом «В гости к вепсам».

 

18 апреля музей пригласил гостей на открытие выставочного комплекса «В гостях у вепсов. Adivois», в создании которого были использованы современные мультимедийные технологии. Проще говоря, посетители — а комплекс рассчитан прежде всего на детскую и молодежную аудиторию —  могут увидеть не только предметы быта этого древнего народа, познакомиться с его жизнью и традициями, поучаствовать в мастер-классах, но и познакомиться с мультимедийными программами, посмотреть телефильмы о вепсах, используя компьютеры, оставить свои отзывы о выставке, задать вопросы. Так что в выставочном зале, где размещена экспозиция, соседствуют, дополняя друг друга, старинные дровни и большие плазменные экраны.

Экспонаты выставки нашлись в запасниках музея, в архивах живущих в вепсском крае старожилов.  Часть предметов, прежде чем попасть в экспозицию, прошла через руки реставраторов, так что посетители увидят их впервые.

{hsimage|Праздник "Древо жизни" ||||}

Вепсы, древняя весь, живут сегодня в двух областях —  Вологодской, Ленинградской и в Карелии. Разделенные административными границами, они сохранили  единую культуру и язык. Народный праздник «Древо жизни» собирает ежегодно сотни представителей этого народа, который сегодня многие относят не только к малым, но и исчезающим. Правда, в средние века это было одной из самых сильных и воинственных племен на Северо-Западе. Весь входила в состав дружины вещего Олега, упоминается она и в «Повести временных лет».

Впрочем, еще в XIX веке многие ученые были уверены, что на тогдашнем поколении история веси завершится, вепсы растворятся в русской среде. За окнами XXI век, но и народ, и его культура, и язык живы до сих пор, а в середине ХХ века вепсский язык и литературу стали преподавать в Шелтозерье. Благодаря Рюрику Петровичу Лонину (как назвал его директор Национального музея М. Л. Гольденберг, вепсскому Гейченко), который создал музей вепсской культуры, увлек своей собирательской деятельностью многих односельчан и в первую очередь школьников, о Вепсан маа узнали во всем мире.

Кстати, авторы экспозиции, открывшейся в Национальной музее, — молодые ученые Анна Анхимова, Екатерина Логвиненко, дизайнер Юлия Шалыгина. Анна Анхимова возглавляет сегодня Союз вепсской молодежи Карелии Вепсан везад. Ее участие в конкурсе на получение гранта совсем не случайно. Так что можно надеяться, что вепсы не пополнят список исчезнувших народов, довольно солидный: в минувшем веке таких народов набралось около тридцати.

{hsimage|Анна Анхимова ||||}

Безусловно, вопрос сохранения малого народа, его языка, культуры очень сложный, требующий решения прежде всего экономических проблем. Но и энтузиасты, патриоты своей малой родины тоже могут сделать очень многое: яркий пример тому — Рюрик Лонин. Или вепсский народный хор, созданный в прошлом веке Василием Кононовым и возглавляемый уже несколько десятилетий уроженкой Архангельской области Людмилой Мелентьевой. Студенткой она приехала в Шелтозеро и осталась там, не только обучая пению самодеятельных исполнителей, но и собирая вепсский фольклор. Многие песни, которые сегодня поет хор, записаны Людмилой Львовной в ее многочисленных экспедициях.

Вепсы приглашают в гости и, поверьте, их приглашением стоит воспользоваться, тем более,  выставка, точнее, выставочный музейно-образовательный комплекс, будет работать до 20 сентября. Кстати, особенность вернисажа — бросалось в глаза множество молодых лиц.

 

Фото Виталия Голубева и автора

Exit mobile version