С Британской и Вальдорфской школами Амстердама познакомилась педагоги Карелии.
В Королевстве Нидерланды существует около 20 видов школ: для обычных детей, для особо одаренных, детей-инвалидов с нормальным интеллектуальным развитием, для умственно отсталых, для детей с разными интересами и способностями. Есть школы с так называемым социально-практическим тренингом, где школьников учат основам ремесел.
В Голландии всегда был велик интерес к нетрадиционным образовательным теориям и методикам, поэтому вальдорфские школы и монтессори-центры возникли здесь раньше, чем в других странах Европы. Можно поступить и в чисто британскую школу, в которой преподавание ведется на английском языке и по британской программе. The British School in the Netherlands существует с 1935 года. Нам во время поездки удалось побывать в Британской школе и познакомиться с вальдорфовской школой.
В первый же день нашего пребывания, что называется, с корабля на бал мы попали в Британскую школу, которой руководит замечательный директор, выбранный по итогам голосования. По его словам, Британская школа в Амстердаме является независимым учебным заведением, где созданы все условия для получения образования мирового класса для детей от 3 до 18 лет. Школа предлагает открыто-стимулирующую и заботливую среду, позволяющую ребенку полностью реализовать свой потенциал, развивать навыки и уверенность для полноценной и ответственной жизни в меняющемся обществе.
Основные принципы организации учебной и воспитательной деятельности:
1. BSA является некоммерческой организацией. Сборы используются, чтобы обеспечить материально-техническую и методическую базу для нынешних и будущих учеников.
2. Тесное сотрудничество с родителями.
3. Главный принцип – каждый ребенок индивидуален.
4. Приветствуется присутствие широкого разнообразия наций, языков и способностей.
5. В BSA ученики могут научиться жить вместе с другими людьми, независимо от национальных или религиозных границ.
6. Каждый ученик BSA имеет возможность получить классическое академическое образование, при этом быть поликультурной личностью
Во второй день нашего пребывания в Голландии мы имели возможность познакомиться с вальдорфской педагогикой.
Для многих из нас это словосочетание еще является экзотическим и непонятным. Но наряду с традиционными и привычными учебными заведениями все чаще можно встретить и вальдорфские, пропагандирующие весьма нетрадиционный метод воспитания и обучения детей.
Автор этой методики немецкий ученый, философ и педагог Рудольф Штейнер (1861 – 1925). В 1919 году была открыта первая вальдорфская школа для детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф Астория», основанная на принципах антропософии.
Самый главный девиз вальдорфской педагогики: «Нет раннему развитию». Особенно опасно, по мнению вальдорфцев, раннее развитие интеллектуальных способностей малыша, обучение абстрактным наукам. Приступать к обучению чтению и письму, например, согласно вальдорфской методике можно не ранее того, как молочные зубы ребенка сменятся на коренные (то есть 7-8 лет). До этого периода избегают любой мало-мальской нагрузки на память и логическое мышление. Зато образное мышление, фантазию и духовность следует максимально стимулировать в этот период.
В вальдорфской системе существует запрет на компьютеры, телевидение, радио, яркие пластмассовые игрушки. По мнению вальдорфцев, все это оказывает агрессивное воздействие на внутренний мир ребенка, вызывает в нем зависимость и отсутствие желания творить и созидать.
Большую часть времени воспитанники вальдорфского сада заняты игрой. Игра здесь имеет главенствующее значение. Считается, что через подражание в игре ребенок постигает мир, и поэтому вся обстановка вокруг малыша должна стимулировать ее возникновение.
Ритм дня тоже своеобразен – это чередование занятий с воспитателем, когда ребенок узнает и берет за образец что-то новое (так называемый «вдох») и самостоятельная игра, в которой самовыражается ребенок («выдох»). Ведь ритму и цикличности подчинена вся окружающая нас природа: дыхание человека, время суток, дни недели, времена года). Поэтому цикличная организация дня ребенка способствует спокойствию, упорядоченности и гармоничному развитию.
Большое значение придается так называемым ритмическим играм – свободным движениям под музыку. Именно на таком занятии нам и удалось побывать. Увиденное оставило большое впечатление!
Совершенно отдельная тема – вальдорфские игрушки. Как уже говорилось, здесь вы не встретите обычных современных кукол, конструкторов и машинок. Все игрушки сделаны вручную из натуральных материалов. В них очень мало уточняющих деталей, только намеки, оставляющие безграничный простор для фантазии. Веточка или завязанный уголками платок может стать, например, куклой. Вместо ярких деталей конструктора — полешки, деревяшки, шишки, камушки. Имеется огромное количество вязаных и деревянных игрушек.
Вообще в вальдорфской школе вокруг ребенка царит особая эстетика натуральных материалов — корзины с разнообразными лоскутками для творчества, глиняные мисочки для еды, льняные скатерти и шторы, плетеная мебель.
К праздникам в этой школе тоже совершенно особое отношение. Их отмечают с большим вдохновением, к ним долго готовятся, устраивая порой настоящие театральные действа с костюмами и декорациями. Помимо общепринятых и религиозных в школе огромное количество своих собственных праздников. Чего стоит один только Праздник Фонариков в ноябре! Дети изготавливают заранее самодельные фонарики со свечками, зажигают их и, распевая песни, все вместе отправляются в царство гномов на поиски затерянного клада.
В вальдорфских школах важно разностороннее сотрудничество родителей и учителей. Только истинная кооперация может преодолеть изоляцию между родительским домом и школой и обеспечить участие родителей в жизни и развитии школы. Эта кооперация выражается в различных формах и на различных уровнях. Родители и учителя отдельных классов много раз встречаются в течение школьного года на классных родительских вечерах. Здесь учителя рассказывают о классе и обучении по различным предметам, чтобы родители имели представление о содержании преподавания, педагогических взглядах и учебе класса, а также об отдельных учениках. Наряду с посещениями семей классным учителем, классные родительские вечера являются местом встреч родителей и учителей, объединенных общей заинтересованностью в воспитании детей. Школа устраивает для родителей общешкольные вечера и доклады по самым разным темам – от специфических задач школы (новое строительство, расширение учебного плана и пр.) до общих вопросов педагогики.
Учитель в вальдорфской школе постоянно заново разрабатывает материал, работая с разнообразными источниками. То, что обсуждается и изучается в процессе преподавания, находит отражение затем в рабочих тетрадях и в «тетрадях эпох» учеников. Начиная со средних классов, эти работы все больше становятся собственно домашними работами и обобщениями учеников.
Занятие одной темой продолжительное время позволяет сконцентрировать обучение, что достигается только тогда, когда на следующий день повторяют, углубляют и продолжают пройденный накануне материал. Это даст возможность при большом диапазоне способностей учеников старательно работать над расширением знаний, созреванием способностей и углублением силы переживания.
Как мы собираемся применять полученный новый опыт на практике. Уважение к личности ребенка, отсутствие любого принуждения и оценочных суждений – вот основные постулаты воспитателей вальдорфских учебных заведений. Мы постараемся следовать этому принципу через реализацию программ «Друзья Зиппи» и ART.
Следует реорганизовать работу с родителями, где главной целью станет: развитие пытливого, творческого, заинтересованного, знающего и заботливого молодого человека с интеллектуальной любознательностью и чувством собственного достоинства. Нужно продолжить реализацию образовательного стандарта «Школа 2100», так построить методически подачу учебного материала, чтобы он не становился выше человека. Тиранией учебного материала можно очень легко ограничить и деформировать развитие человека. Основное условие состоит к том, чтобы преподавание проходило по возможности в более тесном контакте между учителем и учениками. А посему продолжить работу над методиками личностно-ориентированного образования и методикой диалогового обучения.
Об авторе публикации. Никонова Юлия Ивановна — заместитель директора по учебно-методической работе МОУ «Заозерская СОШ № 10».