Интернет-журнал «Лицей»

Стрельба в школе: как распознать опасность?

Фото www.pravmir.ru

Сегодня в Москве произошла трагедия. Вооруженный десятиклассник взял в заложники и держал около часа более 20 одноклассников, убив двоих взрослых – учителя географии и полицейского. Комментарий детского психолога Катерины Дёминой: «Подростки действуют в состоянии помрачённого сознания».

Источник: сайт Pravmir.ru

 

Оговоримся сразу, поскольку информации о произошедшем конкретно в 263-й школе пока немного, мои комментарии будут носить самый общий характер.

Разумеется, ситуация со стрельбой в школе выходит за рамки нормального поведения. Обычно подобную картину поведения мы наблюдаем в состоянии острого психоза.

В этом случае, как и в многочисленных случаях из зарубежной практики, о которых писала пресса, можно сказать, что подростки действуют, выражаясь бытовым языком, в состоянии помрачённого сознания. Иногда подобные же действия совершаются под влиянием наркотиков.

Обычно подобным ситуациям предшествует длительная депрессия. Когда человеку кажется, что выхода нет, он может либо шагнуть в окно, либо схватиться за оружие. Во многом это зависит от того, какой вообще у него тип поведения – избегающий или нападающий.

Нужно сказать, что подростковый возраст в целом связан с пограничным состоянием психики человека. Особенность организма в подростковом возрасте состоит в том, что половые гормоны блокируют работу лобных долей мозга, которые отвечают за предвидение и анализ ситуации. То есть, подросток иногда действительно не может подумать о том, к чему приведут его действия, внутренний контроль в его поступках отсутствует, эмоции сразу перетекают в действия, минуя критику.

Скорее всего, если позже появится информация о ситуации, выяснится, что мальчик был перегружен и находился под жёстким гиперконтролем, его агрессии не было выхода.

К счастью психоз, — это достаточно редко встречающаяся вещь. В качестве профилактики стоит быть внимательными к детям, но не в плане контроля «во сколько пришёл» и «куда ушёл». Нужно не просто задавать ребёнку вопросы, а слушать, что он говорит. Потому что родители, к сожалению, склонны говорить сами. Очень часто на приёмах я могу видеть: задаёшь вопрос ребёнку, а отвечать начинает мама. В итоге – у ребёнка море агрессии, но вся она заблокирована.

Нужно слушать, что говорит ребёнок. Поддерживать его, когда он говорит, что ему «невыносимо» (наверное, подобное говорилось и в этом случае). Нужно попытаться понять, что именно невыносимо ребёнку.

Часто на приёме дети говорят: «Я не живу, мне нет здесь места». В таком состоянии возможным исходом может быть суицид. В других случаях ребёнок утверждает, что его кто-то или что-то «бесит». Лучше в таких ситуациях не затыкать рот, а спрашивать, что происходит.

Перспектива для конкретного стрелявшего мальчика сейчас – это, скорее всего, психиатрическая больница. По закону его должны освидетельствовать. Если его признают вменяемым, ему грозит колония, если невменяемым – больница.

Кстати, я пролистала первые отзывы, и мне очень странны сразу же начавшиеся попытки этого мальчика жалеть. На мой взгляд, «бедные» — это жертвы, которые от него погибли и пострадали. Сам же он жив-здоров, его нынешнее положение с состоянием убитых им людей несравнимо. На мой взгляд, очень важно, и это должно быть произнесено, что этот человек — преступник, убийца. На мой взгляд, у нас сейчас есть перегиб в сторону того, что мы в действиях каждого человека, совершающего недопустимое, начинаем анализировать психологическую подоплёку, изображать его жертвой.

Я соболезную родителям этого мальчика, и близким убитых. Мальчик, конечно же, преступник, будем называть вещи своими именами, но все же — мне очень, очень жаль. Всех пострадавших.

 

Exit mobile version