Школа и вуз

Стрельба в школе: как распознать опасность?

Фото www.pravmir.ru

Сегодня в Москве произошла трагедия. Вооруженный десятиклассник взял в заложники и держал около часа более 20 одноклассников, убив двоих взрослых – учителя географии и полицейского. Комментарий детского психолога Катерины Дёминой: «Подростки действуют в состоянии помрачённого сознания».

Источник: сайт Pravmir.ru

 

Оговоримся сразу, поскольку информации о произошедшем конкретно в 263-й школе пока немного, мои комментарии будут носить самый общий характер.

Разумеется, ситуация со стрельбой в школе выходит за рамки нормального поведения. Обычно подобную картину поведения мы наблюдаем в состоянии острого психоза.

В этом случае, как и в многочисленных случаях из зарубежной практики, о которых писала пресса, можно сказать, что подростки действуют, выражаясь бытовым языком, в состоянии помрачённого сознания. Иногда подобные же действия совершаются под влиянием наркотиков.

Обычно подобным ситуациям предшествует длительная депрессия. Когда человеку кажется, что выхода нет, он может либо шагнуть в окно, либо схватиться за оружие. Во многом это зависит от того, какой вообще у него тип поведения – избегающий или нападающий.

Нужно сказать, что подростковый возраст в целом связан с пограничным состоянием психики человека. Особенность организма в подростковом возрасте состоит в том, что половые гормоны блокируют работу лобных долей мозга, которые отвечают за предвидение и анализ ситуации. То есть, подросток иногда действительно не может подумать о том, к чему приведут его действия, внутренний контроль в его поступках отсутствует, эмоции сразу перетекают в действия, минуя критику.

Скорее всего, если позже появится информация о ситуации, выяснится, что мальчик был перегружен и находился под жёстким гиперконтролем, его агрессии не было выхода.

К счастью психоз, — это достаточно редко встречающаяся вещь. В качестве профилактики стоит быть внимательными к детям, но не в плане контроля «во сколько пришёл» и «куда ушёл». Нужно не просто задавать ребёнку вопросы, а слушать, что он говорит. Потому что родители, к сожалению, склонны говорить сами. Очень часто на приёмах я могу видеть: задаёшь вопрос ребёнку, а отвечать начинает мама. В итоге – у ребёнка море агрессии, но вся она заблокирована.

Нужно слушать, что говорит ребёнок. Поддерживать его, когда он говорит, что ему «невыносимо» (наверное, подобное говорилось и в этом случае). Нужно попытаться понять, что именно невыносимо ребёнку.

Часто на приёме дети говорят: «Я не живу, мне нет здесь места». В таком состоянии возможным исходом может быть суицид. В других случаях ребёнок утверждает, что его кто-то или что-то «бесит». Лучше в таких ситуациях не затыкать рот, а спрашивать, что происходит.

Перспектива для конкретного стрелявшего мальчика сейчас – это, скорее всего, психиатрическая больница. По закону его должны освидетельствовать. Если его признают вменяемым, ему грозит колония, если невменяемым – больница.

Кстати, я пролистала первые отзывы, и мне очень странны сразу же начавшиеся попытки этого мальчика жалеть. На мой взгляд, «бедные» — это жертвы, которые от него погибли и пострадали. Сам же он жив-здоров, его нынешнее положение с состоянием убитых им людей несравнимо. На мой взгляд, очень важно, и это должно быть произнесено, что этот человек — преступник, убийца. На мой взгляд, у нас сейчас есть перегиб в сторону того, что мы в действиях каждого человека, совершающего недопустимое, начинаем анализировать психологическую подоплёку, изображать его жертвой.

Я соболезную родителям этого мальчика, и близким убитых. Мальчик, конечно же, преступник, будем называть вещи своими именами, но все же — мне очень, очень жаль. Всех пострадавших.

 

  • Ю.Лугин

    [quote name=»Валерий Алексеевич Савельев»] Во-вторых, о роли учителей в существе школьного процесса… Не помню ни одной значимой протестной акции учительства против внедрения в учебный процесс ЕГЭ, против обследования учеников металлоискателями перед ЕГЭ, против сексуального просвещения с одеванием на огурец презервативов и т.д. Очевидно, что нынешняя школа формирует не производителей материальных благ, не отцов и матерей семейств, а людей не знающих как и для чего жить. Над безграмотностью нынешних выпускников смеётся вся пресса.И учителя не могут о ней не знать, но продолжают соучаствовать в этой подлости перед потомками.[/quote]

    Извините за упрек: каждый имеет право на мнение, но не надо свое мнение озвучивать так категорично, как истину в последней инстанции. Вы, как сейчас модно говорить, не в теме. Все, что Вашей цитате, мягко говоря, досужие обывательские домыслы. Об этом у меня как раз выше: «во всем виноваты погода и классный руководитель». Обличать явление или процесс, и не отвечать за процесс, поскольку Вы в нем не участвуете, очень легко. Но неконструктивно. Если про саму ситуацию, в статье обозначенную. по существу говорить, то я Вам стопроцентную гарантию даю, что мальчик пошел в школу «немножко пострелять» еще и потому, что у него очень замысловатые отношения со сверстниками сложились, когда восхотелось либо с кем-нибудь «разобраться», либо на кого-нибудь «впечатление произвести». А что в учителя стрелять можно — так это потому, что про учителей, как бессловесное перед СИЛЬНЫМИ мира сего и самодовольное за счет бедных учеников самоутверждающееся стадо, в семье ли, на улице ли и вообще только ленивые не говорили.

  • Валерий Алексеевич Савельев

    Телевидение распространяет в населении стереотипы поведения… Когда вышел фильм «Весна на Заречной улице» многие рабочие пареньки пошли в вечерние школы.Сегодняшнее телевидение внедряет в народ стереотипы насилия и жестокости, табакокурения и алкоголепийства. В рекламу любого фильма отбираются мордобойные сцены, которые калечат мировоззрение подростков. На программе «Пусть говорят» уже не раз говорилось о преступной роли телевидения в росте преступности — особенно среди школьников, но телеведущие не дают хода обсуждения этой теме. Видя это я ждал: когда же изобьют кого-либо из детей телевизионных работников, чтобы они поняли, что, живя в обществе, невозможно быть защищённым от его болезней, которые телевизионщики культивируют. К сожалению первыми жертвами телевоспитанного преступника стали охранник и учитель. Эти факты также задают направление для размышлений… Во-первых, о значимости и надёжности школьной охраны … Сидела бы на охране «бабушка Катя» — трупа бы возможно не было. Во-вторых, о роли учителей в существе школьного процесса… Не помню ни одной значимой протестной акции учительства против внедрения в учебный процесс ЕГЭ, против обследования учеников металлоискателями перед ЕГЭ, против сексуального просвещения с одеванием на огурец презервативов и т.д. Очевидно, что нынешняя школа формирует не производителей материальных благ, не отцов и матерей семейств, а людей не знающих как и для чего жить. Над безграмотностью нынешних выпускников смеётся вся пресса.И учителя не могут о ней не знать, но продолжают соучаствовать в этой подлости перед потомками.В народе рассказывают об одном только случае протеста интеллигенции против разрушения школы, давшей миру передовую науку и технику, победу в войне и победы в космосе… Рассказывают, что Фурсенко пришёл в какое-то учебное заведение с беседой и к нему вышла студентка с букетом цветов, и этими цветами прилюдно «благодарно» отхлестала по лицу реформатора. Убийство охранника и учителя — это первый случай, за которым последуют десятки и тысячи аналогов. Всё ещё только начинается!

  • Юлия

    Не уверена, что это хороший путь — только обучать.
    В тех странах стреляют просто в людей. Это лучше, чем в учителей и родителей?
    Наверное, надо наоборот, воспитывать и в семье, и в саду, и в институте, и в детском садике.

  • Сергей Веселов

    В качестве первентивной профилактической меры у администрации учебного заведения должны быть сведения об имеющемся огнестрельном оружии в доме ученика.
    И ещё один аспект: перенос преимущественной воспитательной функции из семьи в школу влечёт за собой и перенос агрессивной реакции психически неустойчивых детей и подростков с родителей на учителей, зачастую солидарно с родителями.
    Поэтому в Европейских школах учителям запрещают воспитывать — только обучать.

  • Ю.Лугин

    Лет двадцать не то чтобы постоянно об этом думал, но очень часто сам себе задавал вопрос: «Где и когда ЭТО ВПЕРВЫЕ случится у нас?» Потом крестился…
    Ужас в том, что если что-то возможно, то рано или поздно произойдет. А у нас эта вероятность за последние четверть века в геометрической прогрессии нарастала — понятно, почему… Рецептов противодействия у меня особых, отличных от того списка, которые умные психологи озвучат, нет, но один акцент хотелось бы обозначить. Я не очень наивный человек, проработавший учителем 30 лет, но для меня было открытием на грани шока, когда по Инетовским форумам натыкаешься на то, как нас, учителей, оказывается, ненавидят. И это отнюдь не мнение маргиналов или обывателей, а чуть ли не тенденция, однако. Во всех бедах наших, оказывается, виноваты погода и классный руководитель.Поэтому педофилов ищут в школах, как в анекдоте про мужика, который искал деньги не там, где потерял, а под фонарем, где светлее; садистов — там же… Поэтому и отстрел учителей, особенно мужчин, как-то уже не удивляет. Ужасает — да, но меня лично не удивляет. Теперь точно, на работу выходя, молиться буду.

  • Т.Шестова

    Ну так разве признает президент, что уровень агрессии в стране зашкаливает, а дети предоставлены сами себе?

  • Алексей Алексеев

    Президент РФ Владимир Путин связал стрельбу и захват заложников в московской школе № 263 с тем, что у подростков нет художественного вкуса, а детей не учат понимать искусство.

    Дословно: «Надо воспитывать новое поколение зрителей с хорошим художественным вкусом, умеющих понимать и ценить театральное, драматическое, музыкальное искусство. И если бы у нас делалось это должным образом, то, может быть, и трагедии, подобной сегодняшней московской, не было бы», — сказал Путин на открытии заседания президиума президентского Совета по культуре и искусству.