«Пока мы бездействуем, дети уже начали есть друг друга!» — таким восклицанием начался доклад Натальи Витальевна Скурской, доцента Санкт-Петербургского государственного педагогического университета, кандидата педагогических наук, на VII региональной педагогической научно-практической конференции «Ушаковские чтения», которая прошла 27 марта в МОУ «Основная общеобразовательная школа № 4» Петрозаводска.
На «Ушаковских чтениях» присутствовали 75 человек из Петрозаводска, Олонецкого, Прионежского и Кондопожского районов Карелии.
Новые государственные образовательные стандарты второго поколения опять ориентируют на успешную социализацию личности, оставляя духовно-нравственное воспитание на втором, если не на десятом плане. В своем докладе «Новые образовательные стандарты и современные проблемы становления личности» Н. В. Скурская указала на явные несоответствия между целями, задачами и стратегией новых стандартов и менталитетом русского человека, для которого прагматизм, расчет и комфорт никогда не играли в жизни главную роль.
С ее позицией была солидарна Маргарита Григорьевна Белова, методист кабинета русской словесности Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования. В своем докладе «Программа служения России, преподанная Гоголем» она подробно остановилась на вопросе преподавания Гоголя в школе, показала ряд методических приемов, продемонстрировала презентацию.
Глубокое впечатление на присутствующих произвел доклад подполковника запаса А. А. Третьякова, командира 2-го взвода ГОУ РКШИ «Карельский кадетский корпус», «Святой благоверный князь Александр Невский — пример жертвенной любви к своему Отечеству». Он призывал к более тесному сотрудничеству школы и православной церкви в деле духовно-нравственного становления личности школьников.
— Пока в нашей стране на Красной площади рядом с памятником Минину и Пожарскому не поставят такой же памятник священнику и учителю, мы будем иметь то, что имеем. Люди должны осознать, что труд священника и учителя переоценить невозможно, — сказал А. А. Третьяков.
Касаясь вопросов патриотического воспитания, он заметил, что патриотизм — это не бесконечные умилительные речи о родных березках и тополях, которые уместны в Лондоне или Париже, а кропотливая каждодневная работа.
— Когда я учился в суворовском училище, то на каждом предмете нам внушалась самоотверженная любовь к Родине, готовность отдать за нее свою жизнь. Сейчас этого нет и в помине, — с горечью произнес офицер-воспитатель.
Были и другие замечательные выступления учителей-филологов Н. П. Волковой и М. В. Лукичевой, а также протоиерея Льва Большакова из Кондопоги.
После пленарного заседания М. Г. Белова провела семинар по преподаванию русской литературы в 8 классе, который завершился обменом мнениями участников «Ушаковских чтений». Запомнилось проникновенное выступление студента филологического факультета КГПУ Михаила Гусакова, который был просто потрясен той информацией, которая на него обрушилась на конференции:
— Почему мы, будущие педагоги, не знаемоснов духовно-нравственного воспитания, выдающегося наследия православных педагогов?! — восклицал он. — Я низко кланяюсь отцу Геннадию Кузькину, куратору «Ушаковских чтений», и организаторам конференции и хотел бы, чтобы мы разошлись не просто так, а наметили план дальнейшего сотрудничества.
Подводя итоги конференции, участники отметили, что необходимо:
1. Составить и реализовать программу духовно-нравственного воспитания детей и подростков г. Петрозаводска.
2. Оказать помощь «Карельскому кадетскому корпусу» в строительстве часовни во имя святого благоверного князя Александра Невского.
3. Всячески поддерживать и поощрять учащихся и педагогов в участии в олимпиаде по «Основам православной культуры» и конкурсе «За нравственный подвиг учителя».
4. Провести для желающих педагогов и студентов в июне 2009 г. ряд семинаров по духовно-нравственному воспитанию с привлечением специалистов из Санкт-Петербурга.