Обратить внимание детей на рациональное использование бумаги можно с помощью эко-урока. Эта простая и эффективная форма работы позволяет привлечь школьников к решению экологических проблем.
1. Дети методом мозгового штурма придумывают название для будущих эко-композиций. У моих четвероклассников получились такие названия: «Экобумагоупаковка», «Экораспределители», «Экобумагобум», «Экособиратели»
2. Предлагаю учащимся разбиться на группы по 6-7 человек и изобразить конкретные «эко-шаги» (композиции-«скульптуры»), которые они готовы делать каждый день дома и в школе, чтобы помочь природе.
Задания такого типа мы выполняли и раньше, когда нужно было что-либо придумать и создать в группах, применив находчивость и творчество, и затем продемонстрировать результат. Напоминаю учащимся последовательность действий:
Дети в группах выбирают капитанов. Капитаны получают записки с названиями команд.
На первый этап – подготовку композиций – дается 15 минут. За это время нужно придумать сюжет композиции к названию команды, распределить роли, изготовить декорации, используя любой подручный материал.
На втором этапе – демонстрация групповых композиций. Команды выходят по очереди, формируют композицию, «замирают», в это время один из учеников фотографирует «скульптуру», другие команды должны угадать название композиции.
На третьем этапе – выставка фотокомпозиций на интерактивной доске, сопровождаемая комментариями. Игра «Пять вопросов»: именно столько вопросов можно задать каждой команде.
Вот что предложили команды.
«Экобумагособиратели» призвали собирать весь мусор, очищая территорию и улучшая экологическую обстановку.
«Экобумагораспределители» предложили распределять мусор, сортировать для дальнейшей переработки и утилизации. Ответили на вопрос о том, какой наиболее опасный мусор нужно сортировать отдельно от бытового (целлофановые пакеты, использованные батарейки – содержат ртуть, свинец, кадмий, никель, цинк, олово, магний, а также медицинские отходы).
Ребята из команды «Экобумагоупаковка» озаботились проблемой изготовления экологически безопасных разнообразных бумажных пакетов, вместо опасных.
А члены группы «Экобумагобум» рассказали о переработке ненужных бумажных изделий и изготовлении поделок, украшений, игрушек…
Дети продолжают работу дома, приносят в класс свои изобретения на эту тему, придумывают новые приспособления и выпустить памятки по их использованию. Например, двое ребят нарисовали свои «изобретения» для сбора мусора: экоробот и экопылесос.
В результате такой работы у детей появляется желание решать экологические проблемы, меняется экологическое поведение.
Методическую поддержку для организации занятий по экологическому воспитанию учитель может найти на сайте зеленого движения России «Эка».
Об авторе: Галкина Вера Михайловна, учитель начальных классов МБУ гимназии №77 г.о. Тольятти