В этом году летняя музейно-этнографическая школа музея-заповедника Кижи конкурсный отбор заканчивает в январе.
Это непросто: зимой, в середине учебного года, вынырнув из-под завала текущих дел, спланировать и описать проект, который предстоит сделать летом на острове – если, конечно, идею оценит строгое жюри и выберет вас для участия в летнем лагере. Это непросто – но постараться стоит.
Летом мне довелось побывать на острове вместе с ребятами и педагогами из Тольятти и своими глазами увидеть это чудо: как остров аккуратно и настойчиво затягивает в свою сказку современных городских детей, приученных к комфорту и компьютерным играм.
Нагрузка в летней школе большая, но ее в итоге выдерживают все: и дети, и взрослые. Куратор Наталья Архипова говорит, что главное – не сбавлять темп. Все втянутся и будут в конце концов довольны. И все втягиваются: две-три экскурсии в день, работа над проектом, самообслуживание и труд на огороде (таким путем в этом году дети изучали традиционное земледелие). Каждое событие для Натальи Архиповой – повод для воспитания, ненавязчивого, корректного. И как-то довольно быстро всем становится ясно, что можно и чего нельзя делать на острове, как следует относиться к природе и к людям. Тольяттинские педагоги потом написали мне: «В Наталью Анатольевну все влюблены. Говорят, что таких людей уже нет. Они остались только в Кижах».
Люди в Кижах, правда, удивительные. Сотрудники музея легко говорят с детьми о достаточно сложных вещах. Не пытаясь спуститься на детский уровень, умеют быть понятными и интересными. Я точно знаю, что многие из наших учеников за всю жизнь не встретили столько людей, увлеченных своим делом, сколько за эту кижскую неделю.
А в октябре в Петрозаводском дворце творчества на конференции по итогам кижского лагеря был еще один повод удивиться – какие серьезные, трудоемкие и вместе с тем яркие проекты сделали дети!
Вместе с очередным приглашением принять участие в конкурсе проектов летней музейно-этнографической школы на острове Кижи мы размещаем сочинения учениц 30-й петрозаводской гимназии, где они рассказывают о своих впечатлениях от пребывания на острове и участия в конференции проектов (руководители группы – педагоги Е.В. Терентьева и Я.В. Флотская).
Эльвира Турманидзе. Кижский дневник
Есть ли на Земле край настолько тихий, чтобы среди беззвучия ты слышал голос лишь твоего сознания, и настолько чистый, чтобы невольно отдалялся от сует мирской жизни? Я с уверенностью могу сказать о том, что он существует, ведь я сама была в этом месте. Там, под лучами неласкового северного солнца, слышен сказ прошлого; ты чувствуешь гармонию и единение разума, души и тела. Там легкие облака караванами скользят по велению ветра, их властителя. В его вое забавляется музыка древности, песнь наших предков; листья сладко шепчут о былом, воздух дышит глубоко и свободно. Вода же свежа и светла, как детский смех. В это место, называемое островом Кижи, летом ездили и мы, 11 смена летнего музейно-этнографического лагеря, — я и мои одноклассники.
День 1
Мы сошли с кометы и уже были удивлены. Уютное кафе и маленький магазинчик с сувенирами, «экологическая» тропа, ведущая от пристани к нашему автобусу, вдали — ровные газоны. Я расстроилась, подумав, что остров немногим отличается от города. Но тогда я еще не видела другую его часть, которую обычно не успевают посетить туристы за время их трехчасовой экскурсии. Это, например, заонежская деревня Ямка, в которой мы жили. В тот же день мы отправились на «Молодежную бесёду». Мы пели и танцевали, играли в заонежские игры. Оказалось, среди нас есть прирожденные танцоры! Им посоветовали записаться в подростковую группу фольклорно-этнографического театра. Вечером мы были у знаменитого ансамбля Кижского погоста. Если сравнивать погружение в культуру с погружением в воду, то в первый же день мы сразу «нырнули на дно».
День 2
Нам предстояло посетить четыре ознакомительных экскурсии и жатву. Традиционно на жатву ходили девушки, поэтому и наши красавицы, а не только мальчики, попробовали работать серпом – полукруглым клинком с зазубренным лезвием. Мы срезали рожь, связывали ее в пучки, а пучки — в снопы. Это было довольно трудно, но очень интересно. Вечером мы работали над проектом «Путеводитель по Пудожскому сектору острова Кижи». Каждый день на нарисованной нами карте мы отмечали пройденный маршрут, делились впечатлениями и… считали «Кижские сувениры».
Дом крестьянина Ананьева, в котором мы жили, имеет очень низкие дверные проходы, чтобы дольше сохранялось тепло. Поэтому если ты заходишь в дом, нужно наклоняться, иначе получай «Кижский сувенир». Вот и мне на острове снова захотелось стать маленькой!
День 3
Самым ярким впечатлением этого дня стало плетение поясов. Пояс издавна служил не только украшением, но и оберегом. Из наших поясов мы сделали браслеты как знак единства. Действительно, я никогда не видела наш класс таким дружным! Кто-то до сих пор носит свой талисман, не хочет расставаться с островом… После обеда (а кормили нас так, что просто пальчики оближешь), мы ходили в фонд тканей. Оказывается, заонежская вышивка – вышивка красным по белому или белым по красному, пудожская – многоцветная. Мы также были в «Плотницком центре», где видели, как реставрируются деревянные дома. Вечером нас ждала банька. Говорят, в банях живет банник. Он любит «попугать» непослушных, поэтому мы старались не баловаться.
День 4
Сегодня мы слушали о выращивании и обработке льна. Интересно то, что именно льноводство было основным занятием пудожан. Их лен очень ценился на европейских ярмарках и занимал там призовые места. Пудожский край славен также своими поэтическими дарованиями. В этом нас убедило занятие «Былинные сказители Пудожья». После всех экскурсий мы, уставшие, поплелись домой. Но вместо отдыха пошли работать на огород! Каждая смена летней школы должна была ухаживать за приусадебным участком дома Ананьева. Кто-то сажал картошку, кто-то окучивал. Но нам повезло больше всех: мы ее сначала выкопали, а потом съели!
День 5
Вот уже пятый день мы живем в доме крестьянина Ананьева, и только сейчас выясняем, что в нем сидит домовой! Но не стоит пугаться: домовой оберегает дом, здоровье и благополучие семьи, если, конечно, не обижать его. Мы также делали своих домовых. У всех они получились разные, немного смешные и похожие на хозяев. Перед ужином состоялся конкурс, посвященный 20-летию Летней музейно-этнографической школы. Об итогах конкурса скажут не сразу, а в сентябре, но я-то точно знаю, что мы потрудились на славу.
День 6
Уезжать только вечером, а я уже скучаю по острову. А как изменились мои одноклассники! Они ли это? Думаю, каждый за время пребывания здесь стал чище, совестливее и добрее, — в этом удивительная сила прекрасного. Тут я пережила столько, сколько ни в одни другие шесть дней моей жизни. Спасибо тебе, остров, ведь лишь здесь, на маленьком кусочке суши среди бескрайних водных просторов, я впервые почувствовала себя свободной.
Любовь Омельченко. На отчете летней школы Кижи
К сожалению, я не ездила на остров, но группе ребят (моим одноклассникам) помогла сделать видео-экскурсию, и наши педагоги пригласили меня на это мероприятие.
По представленным ребятами видеоэкскурсиям, фотографиям, презентациям и наконец по лицам всех собравшихся, было видно, что на острове никто не скучал! Группы сплотились, стали одной большой дружной семьей. Мне было очень приятно видеть такое огромное количество людей с общими интересами.
Я никак не ожидала, что в летнюю музейно-этнографическую школу острова Кижи ездят дети не только из Республики Карелия, но и из других городов России и даже из других стран!
В какой-то момент, во время выступлений, мне показалось, будто я сама была этим летом на острове, ходила на экскурсии… Я поняла, что упустила огромный шанс! И если мне ещё раз предоставится такая возможность, то я отложу все свои летние дела и поездки, ради того, чтобы съездить на остров Кижи!
*******************
В этом году конкурс проектов посвящен 20-летию школы. Летняя школа о. Кижи готова принять ребят и педагогов из разных городов России. Нужно только придумать идею проекта и начать работу. В Кижи не стоит ехать с пустыми руками. До лета нужно многое успеть.