Интернет-журнал «Лицей»

Завершился российско-норвежский проект по семейному воспитанию

 

Его итоги подвели на конференции “Ребенок в фокусе: работа с семьей для благополучия ребенка”, которая прошла в Петрозаводске.

В проекте принимали участие специалисты из сферы образования и здравоохранения, которые считают, что умение поддерживать и воспитывать ребенка –  обязательно общая работа детского учреждения, родителей и, в случае необходимости, медиков, а также специалистов специализированных учреждений.

Уметь построить конструктивное общение с  родителями,  уделить необходимое внимание ребенку – целая наука. Травмирующие обстоятельства для ребенка – не только алкоголизм взрослых, но и разводы, и смена места жительства, и напряженная жизнь родителей в условиях экономического кризиса, и потеря работы одним или обоими родителями, и тяжелое хроническое заболевание члена семьи, и смерть любимых взрослых людей.

Начался проект в октябре 2015 года с двухдневного тренинга, проведенного норвежскими специалистами в ПетрГУ. Затем каждый педагог, познакомившийся с методикой «Как помочь ребенку»,  провел встречи и  познакомил с новыми знаниями своих коллег. Педагоги также представили методику на родительских собраниях, получили согласие на работу с семьями по их желанию. В декабре 2015 – январе 2016 года начали поступать промежуточные отчеты о работе педагогов.

Всего в конференции приняли участие 95 человек, профессионально связанных с образованием и профилактической работой. О своей практике, опыте, накопленном в ходе проекта, рассказали коллегам представители петрозаводских детских садов  №41, 21, 112, 91, СОШ №2 из Пикалево Ленинградской области и другие.

Интересна практика проведения родительских собраний, на которые приглашался для разговора  медицинский психолог Республиканского наркодиспансера Татьяна Ишанина. Какие изменения происходят с ребенком, если в доме поселилось вино, и как они сказываются на поведении, контактности, академической успеваемости сына или дочки?

Юлия Петровская, доцент кафедр социологии и социальной работы,  заместитель директора Института истории, политических и социальных наук Петрозаводского госуниверситета, подчеркнула положительную динамику практически во всех случаях, в которых апробировалась методика «Как помочь ребенку». Ее применение помогает предотвратить дальнейшее усугубление негативной ситуации в семье, которая может послужить причиной возникновения проблемы, связанной со злоупотреблением ПАВ (поверхностно-активными веществами).

Вероника Климович, клинический психолог, научный сотрудник Лаборатории профилактики факторов риска хронических неинфекционных заболеваний у детей и подростков Центра профилактической медицины Минздрава России выделила три основных итога проекта: 32 ребенка получили своевременную помощь, и в их семьях произошли изменения к лучшему; педагоги смогли повысить уровень своей профессиональной компетенции, изучить и использовать эффективную практику зарубежных коллег;  общественные организации  (АНО «Содействие»  и норвежская «Барне фор варн»), а не официальные ведомства взяли на себя инициативу, способствовали установлению и упрочению международных контактов, распространению литературы, привлечению новых людей к новому делу.

— Я считаю, что именно благополучие и безопасность ребенка – главные цели существования всех ведомств и учреждений. Не «оказание услуг» и не «выполнение функционала», которые сами по себе, применяемые формально, могут сработать против ребенка и его близких, — говорит Вероника Климович. – Более 70 процентов суицидов  совершаются детьми из неблагополучных семей, где нет необходимого контакта ребенка с родителями.  Мы можем очень многое сделать на этапах, когда проблема только начинает обозначаться. Профилактика обходится значительно меньшими затратами различных ресурсов, она проходит намного мягче, нежели в критический период.

Директор АНО «Содействие» Илона Кошелева, руководитель проекта с российской стороны, подробно рассказала о проекте, который стал звеном в последовательном сотрудничестве, общей работе, направленной на формирование здоровья детей. Многие педагоги,  реализующие  международную программу «Друзья Зиппи»,  подчеркнули важность методики «Как помочь ребенку» для работы с семьями.

— Очень важно, что благодаря проекту развивается сотрудничество организация образования и здравоохранения в сфере профилактики, — сказала она. —  В личном общении и по итоговым отчетам педагогов мы видели, что выбор темы оказался крайне актуальным. Педагоги довольны, что благодаря методике «Как помочь ребенку» им удалось сотрудничество с  родителями, педагоги и родители прислушивались к мнению друг друга,  вместе анализировали возможные причины изменений в поведении ребенка, вместе решали, как помочь ребенку дома, в детском саду или  школе.

По результатам работы конференции были выработаны рекомендации, нацеленные на развитие системы образования, повышение компетентности педагогов. Участники конференции, в частности,  считают крайне важным рассматривать в качестве одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, переход от директивных методов в общении с детьми к педагогике сотрудничества, а в качестве основополагающих целей – развитие в детях самостоятельности, ответственности, инициативности, желания учиться и узнавать новое, уверенности в себе, умения сотрудничать, а не конкурировать, доброжелательности по отношению к сверстниками и старшим.

По словам Илоны Кошелевой, принимая во внимание экономический кризис, потерю работы родителями детей, вызванные этим депрессии взрослых, хотелось бы, чтобы было больше возможности обучить педагогов методикам раннего вмешательства для помощи детям и их семьям. АНО «Содействие» готова по заказу муниципалитетов проводить обучение педагогов. 5 мая в Костомуше состоялся первый семинар по ознакомлению педагогов города с методикой «Как помочь ребенку».

Инициаторами и организаторами проекта являются АНО «Содействие», норвежская общественная организация «Воксне фор Барн» («Взрослые для детей»), Петрозаводский госуниверситет, Дворец творчества детей и юношества (Петрозаводск), Лаборатория профилактики факторов риска хронических неинфекционных заболеваний у детей и подростков Центра профилактической медицины Минздрава Российской Федерации. Финансовую поддержку оказало  Министерство здравоохранения Норвегии.

 

 

 

Exit mobile version