Интернет-журнал «Лицей»

Астрономы скептически относятся к идее вернуть в школу астрономию

Программа, по их мнению, без того перегружена и есть другие слабые места, которые нужно устранять,  например, слабый английский у старшеклассников.

«Лицей» попросил петрозаводских астрономов прокомментировать слова министра образования и науки РФ Ольги Васильевой о необходимости вернуть в школьную программу уроки астрономии. Неожиданно для нас они без восторга отнеслись к этой идее.

Андрей Мезенцев

Андрей Мезенцев, преподаватель астрономии ПетрГУ:

— Я пока настороженно отношусь к противоречивым заявлениям нового министра. То есть не факт, что это её обещание насчет астрономии будет выполнено. Сказать — одно, организовать — другое, прежде всего найти учителей, которые этот час смогут эффективно посвятить именно астрономии. Еще вопрос — остались ли в школах хотя бы простейшие астрономические приборы и наглядные пособия, телескопы, звездные карты? Конечно, сейчас Интернет радикально улучшил возможности наглядно и эффективно преподавать астрономию, поэтому при наличии учителя (это все же главное) польза от возвращения астрономии в школу возможна. Но если останется в школе пресловутый ЕГЭ, ориентирующий на изучение только егэшных предметов, то печальная участь астрономии предсказуема. Такой вот я пессимист, извините.

 

Артем Новичонок

Артем Новичонок, руководитель лаборатории астрономии Петрозаводского государственного университета, научный сотрудник обсерватории «Ка-Дар». Известен открытием комет P/2011 R3 (Novichonok-Gerke) и C/2012 S1 (ISON):

— Вопрос  неоднозначный, далеко не все астрономы поддерживают эту идею. Такое же неоднозначное отношение к проблеме сформировалось у меня. Какие тут могут быть плюсы и минусы? С одной стороны, мы живём в космическом мире, когда регулярные полёты в космос уже никого не удивляют. Работа в космосе и астрономия — вещи, безусловно, связанные, поэтому данный плюс очевиден. Бесспорно, астрономия имеет и огромное мировоззренческое значение, она работает с такими масштабами, с которыми практически никакие другие науки не имеют дела. Масштабы Вселенной непостижимы нашему уму и просто огромны. Очень важно понимать, что наша планета Земля — лишь крошечная песчинка в этих масштабах. Астрономия многое дала и даёт человечеству, так как работает на уровне передовых технологий. Например, wi-fi изобрели именно астрономы.

Но не менее существенны и минусы. Посмотрим на нашу школьную программу, откроем учебники биологии, химии или физики. Подумаем: какая практическая направленность этих знаний? способен ли мозг школьника их вместить, если учесть, что таких учебников не один, не два и не три? Ведь готовить учёных, глубоких профессионалов в своих узких областях, — второстепенная задача для общего обязательного среднего образования. Поэтому логичнее не просто не возвращать астрономию в школу, а, напротив, сделать школьную программу более доступной, больше направленной на практику. А глубинные профильные знания для желающих следует давать иным путём, не навязывая всем подряд.

У школы есть другие слабые места, которые нужно устранять. Например, в современном глобализованном мире очень важно знать иностранные языки. Давайте подойдём к старшим школьникам и попробуем поговорить с ними по-английски. Что мы услышим в ответ?

Давайте обратимся и к другим наукам, которых нет в школьной программе, но которые очень важны. Например, геология — бесспорно, важная для нашей страны отрасль. Почему мы не обсуждаем введение в школьную программу геологии как отдельного предмета? Блоки астрономии могут прекрасно существовать в рамках других предметов школьной программы. Школа должна быть для школьников, которые не только должны учиться, но ещё и чувствовать, что они просто дети.

Фото из личных аккаунтов ВКонтакте Андрея Мезенцева и Артема Новичонка

 

Exit mobile version