В Национальном музее Карелии открылась выставка «Фотоэпос Инха: Карелия минус 124».
«После Лённрота большинство других собирателей тоже побывало в Ухте и записало руны. И на нашу долю досталось записать во время обхода деревни. Особенно много рун знали оба Яманена, отец которых пел когда-то Лённроту… Улыбки и отнекивания кончились тем, что в горнице, куда посторонних не пускали, они открыли свой рунный ларец и исполнили эти песни. Они согласились и на то, чтобы я сфотографировал их в той позе «подадим друг другу руки, крепко сцепим наши пальцы», в которой, по словам Лённрота, певцы раньше состязались, хотя эта манера пения и была братьям незнакома…».
Трудно найти сегодня в Карелии человека, даже школьника, которому незнакомо имя Элиаса Лённрота, а вот имя Инто Конрада Инха, цитата из книги которого приводится выше, было известно разве что специалистам. Надо уточнить: до последнего времени. Потому что познакомиться с ним предлагает выставка, которая только что открылась в Национальном музее Карелии: «Фотоэпос Инха: Карелия минус 124».
Спустя всего 60 лет после Лённрота, в 1894 году, Инто Конрад Инха, финский пионер фотографии, журналист, переводчик, языковед, собиратель карельской народной поэзии, отправился в Беломорскую Карелию по тем местам, где записывал руны Элиас Лённрот.
Результатом экспедиции стала коллекция из черно-белых фотографий (учитывая уровень фототехники конца XIX века, более чем солидная), которую называют летописью эпохи, «написанную светом и тенью». И книга «В песенном краю Калевалы», которая увидела свет в 1911 году.
До последнего времени книга была недоступна русскоязычному читателю. Переводчик Роберт Коломайнен восполнил этот пробел, сейчас книга «В песенном краю Калевалы» И.К. Инха на русском языке готовится к печати.
Цитаты из книги дополняют выставочный фоторассказ. Путешествуя дорогами Лённрота, Инха успел отснять еще живые и бытующие традиции северных карелов, когда «фольклор был живой песней, а традиции — образом жизни».
Естественно, на выставке представлены не все 200 фотографий, но и те, что включены в экспозицию, позволяют увидеть исчезнувший, увы, навсегда, мир.
Сегодня Конрада Инха можно было бы назвать фоторепортером, причем талантливым, умеющим увидеть при съемке яркие, сочные детали, позволяющие создать неповторимую картину жизни, раскрыть характеры героев. В его коллекции панорамные снимки старинных деревень, дороги и транспорт, по которым и на которых ездили 124 года назад в Беломорской Карелии (похоже, кое-какие из них сохранились до сих пор), игры и забавы карелов того времени, подробности быта.
А главное, на выставке, как и в коллекции, вероятно, много портретов – выразительных, запоминающихся. На мой взгляд, эта часть экспозиции наиболее сильная. Именно в создании портретов выразился талант не только фотографа, исследователя, но и художника Инха. Потому можно сказать: выставка, как и работа Инто Конрада Инха, уникальна. Неслучайно его фотоколлекцию называют фотоэпосом.
Интересно, что в последние десятилетия крупные журналы России все чаще публикуют подобные фоторепортажи — о жизни старинных городков, сел, народных промыслов. Спешат снять уходящую натуру. То, что снимал Инха, уже ушедшая натура. А еще образ Беломорской Карелии, описанный путешественником и писателем, у которого к тому же взгляд фотографа, – «ценный источник документальных сведений о нашей истории».
Организаторами выставки вместе с музеем выступает Общество «Запад – Восток». В 2017 году, в год столетия Финляндии, выставка фотографий И.К. Инха успешно экспонировалась в Германии.
20 октября в 13.00 в Национальном музее доктор Герберт Кратцер, председатель Общества дружбы «Германия – Финляндия» (Тюбинген), выступит с лекцией о жизни и творчестве И.К. Инха «По следам Калевалы».
Выставка начала свою жизнь. Значит, еще не раз на ней «глаза в глаза столкнутся поколенья…».