«Свести все к одному учебнику нельзя», — заявил Владимир Путин на встрече с новыми членами Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, пишет УГ.
Одним из новых членов СПЧ стал заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Асмолов. Об итогах общения с президентом участники заседания рассказали на пресс-конференции в ТАСС.
– Я не мыслю развития гражданского общества как общества разнообразия без развития образования, — заявил Александр Асмолов. – Когда говорят об образовании, почему-то всегда говорят о знаниях. А ведь главная проблема сегодня – это дефицит смыслов: по последним социологическим данным видно, что люди не так боятся смерти, как боятся чувства бессмысленности жизни. Образование, придающее жизни смысл, это ключевая стратегия развития гражданского общества.
– Гражданское общество, – добавляет Асмолов, – это общество где каждый человек имеет свое имя. Этим оно отличается от тоталитарных систем, где царствует принцип «незаменимых нет». И образование в этом контексте имеет ценностную смысловую и мотивирующую роль для того, чтобы гражданское общество было реальностью, а не осталось бы только мифом. Да, образование играет огромную роль в нашей жизни. Но и гражданское общество должно регулировать процессы, происходящие в этой сфере, более активно включаться в совместное решение задач современности, желание остаться в стороне может привести к тому, что идея просвещения окажется в опасности. И на встрече с президентом сигнал об одном из подобных рисков прозвучал: вопрос о едином учебнике.
Александр Асмолов процитировал Владимира Путина, выступившего в ходе заседания: «Единый учебник – это неэффективно! И в связи с этим унификация учебников – это процесс, который вызывает серьезные сомнения. Конечно, не должно быть беспредела, но приведение к единому учебнику вызывает серьезные вопросы».
По словам президента, за отбором учебников должен стоять не бизнес – за содержание отвечает экспертное сообщество. И это тоже одна из задач Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека – не допустить игнорирования учительского сообщества.
Несколько лет назад, когда шла бурная дискуссия о единых учебниках, известный московский учитель Сергей Волков писал:
«Зачем же меня, учителя литературы, обрекать на единую и единственную последовательность изучения произведений, на единственную их трактовку? Зачем лишать меня права работать без учебника – а именно это написано в законопроекте? Зачем заставлять талдычить из года в год одно и то же, без необходимости развиваться – в том числе и за счет освоения новых линий учебников? Зачем решать за меня, что и когда мне изучать?»
Источники: ug.ru, gazeta-licey.ru