Министерство просвещения России решило сократить федеральный перечень учебников на 37%. Часть профессионального сообщества считает, что решение ущемляет права учащихся на получение качественного образования.
В перечне осталось всего 863 учебника. До этого в федеральном перечне было около 1370 учебников. В перечень вновь попали учебники, которые ранее неоднократно просили вернуть педагоги и родители. Среди них учебник по математике для младших классов Л.Г. Петерсон.
Такое решение принято на заседании научно-методического совета, которое состоялось в Министерстве просвещения России 7 декабря. Учебники из федерального перечня закупаются для школ за счет бюджетных средств.
Весной 2018 года впервые по инициативе министерства была проведена дополнительная экспертиза учебников из федерального перечня. Более 290 специалистов вынесли однозначный вердикт: 30 процентов учебников в федеральный перечень включать нельзя: некоторые из пособий, получивших «красную метку», были написаны плохим языком, перегружены деталями, методически не выверены, содержат понятия, определения которых нет в словарях.
7 декабря члены научно-методического совета приняли решение сформировать базовую часть федерального перечня учебников на основе 863 наименований, получивших положительные заключения, подтверждая их высокое качество и актуальность содержания.
Черной пятницей российского образования назвал 7 декабря Александр Асмолов, академик РАО,
заведующий кафедрой психологии личности МГУ. В своем обращении председателю Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаилу Федотову он, в частности, пишет:
«Это решение по существу означает ущемление прав учащихся на получение качественного образования . Оно также приводит к резкому уменьшению возможностей выбора учителями школьных учебников.
Подобное решение является с экспертной точки зрения как по сути, так и по процедуре его принятия полностью неадекватным по следующим основаниям:
- данное решение приведёт к монополизации издательств на рынке учебной литературы, а не к повышению качества образования; тем самым очевидно, что осознанные или неосознанные мотивы принятия решения о сокращении перечня учебников продиктованы конкуренцией издательств на рынке учебной литературы, а не заботой государства о качестве образования;
- министерством просвещения вопрос о качестве образования в самой своей основе подменён формальным вопросом о количестве школьных учебников/ всегда ли количество переходит в качество?
- на Научно- методическом Совете было проигнорировано консолидированное предложение РАН и РАО перенести принятие решения об утверждении федерального перечня учебников и о необходимости совершения экспертизы учебников по формальным процедурным причинам».
Академик Асмолов не видит другого выхода, кроме как обратиться с предложением об отмене решения к Президенту РФ.
Источники: godliteratury.ru, vogazeta.ru