Все выпускники усиленно готовятся к ЕГЭ 2019: до основной волны полтора месяца. Можно ли избежать типичных ошибок? На что обратить внимание?
Совет № 1: Оформлять ответы нужно очень внимательно. Так, как написано в инструкции. Вот основные технические ошибки в оформлении тестовой части:
- буквы и цифры пишутся не по образцу (вечная проблема с написанием элементов: цифр 2, 7, букв А, Е);
- знаки пишутся не в «окошке», а на стыке «окошек»;
- делаются пробелы между словами;
- буквы и цифры пишутся с запятыми;
- в заданиях № 8 и № 26 пишутся буквы, которые на самом деле являются лишними элементами, затрудняющими машинное считывание;
- вписываются слова, которые не вмещаются в 17 клеток;
- путаются целеустановки заданий (например, задание требует выписать слова, а в результате выписываются цифры или наоборот);
- выписываемые элемент не оформляются в той последовательности, в какой они представлены в исходном тексте;
- слова выписываются не в той форме, в какой они даны в опорном материале и т. д.
Совет № 2: Выполняя задание № 1, необходимо знать, что верных ответов всегда два. Поэтому нужно внимательно прочитать исходный текст и выделить только две главные мысли из списка предложенных. В 2019 году даже за одну неверно указанную цифру ученик автоматически получит 0 баллов.
Совет № 3: Тренировать правописание -Н- и -НН- в разных частях речи.
По статистике на этом задании (№ 15) «спотыкаются» примерно 35 процентов выпускников. Штампованный — проштамповано, жареный — жаренный на масле — прожаренный…
Совет № 4: Тренировать ударение. Как ни надейся на интуицию и хорошую память, но слова для отработки задания на орфоэпические нормы лучше регулярно повторять, используя словарик. ОбодрИть, сОгнутый, мозАичный, нарвалА, послАла… Где ошибка? С ходу и без подготовки ответит далеко не каждый…
Совет № 5: Выполняя задание № 6 на лексические нормы, следует помнить: лишними становятся те слова, которые можно исключить из предложения без изменения общего смысла.
В данном задании экзаменуемый должен отредактировать текст, примерить на себя роль редактора: исключить лишнее слово или исправить лексическую ошибку. Например, в сочетании «необычный феномен» говорящие и пишущие, как правило, допускают речевую ошибку в силу того, что не знают происхождения слова «феномен». А ведь на языке-первоисточнике оно означает именно необычность, уникальность. Так зачем же добавлять к нему слово «необычный», удваивая смысл?!
Еще успешнее выпускники будут выполнять это задание, когда научатся правильно выписывать лишнее слово. В структуре словосочетания оно всегда зависимое. Например, «заданные данные» — лишним является зависимое слово «заданные».
Совет № 6: Читать текст медленно и внимательно — без этого задание № 23 не выполнить. Примерно половина выпускников ошибаются в нем при определении функционально-смыслового типа речи: повествование, описание, рассуждение. Невысокий процент выполнения задания объясняется в первую очередь неспособностью экзаменуемых к «медленному», неоднократному прочтению обозначенных отрезков текста. А без глубокого смыслового анализа текстовых фрагментов успешное выполнение данного задания невозможно.
Совет № 7: Постановку знаков препинания тренировать на стихах (задание № 18).
По статистике 40 процентов участников ЕГЭ ошибаются, расставляя знаки препинания в сложном предложении.
Много ошибок делают ученики в предложениях с вводными конструкциями, однородными членами. А сталкиваясь со стиховым оформлением текста, теряются особенно часто и не справляются с заданием.
Совет № 8: Учиться определять языковые средства выразительности (задание № 26).
Эпитеты и сравнения выпускники знают хорошо. А все остальное — от метафоры до перифраза — лучше еще раз повторить.
Совет № 9: Серьезно отнестись к орфографическому блоку заданий (задания № 9—12). Многим кажется несложным вставить гласную в корне, гласную или согласную в приставке, суффиксе и окончании. Однако в 2019 году указанные задания претерпели изменения с точки зрения формы представления материала, что значительно осложняет их выполнение.
Источник: godliteratury.ru