ОТСМ-ТРИЗ педагогика, подходы, системы, технологии, ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник)

Решение проблемы с пропуском букв на письме

Кадр из мультфильма "Маша и Медведь"Это довольно распространённая проблема для школьников начальных и даже средних классов.  О том, как решить ее, рассказывает ТРИЗ-педагог Сергей Ефремов.

О борьбе с пропуском букв  написано много статей и разработано немало упражнений. Отмечают две причины таких ошибок:

– Логопедические.

– Отсутствие внимания и самоконтроля при письме.

При работе со школьниками я  наблюдал такой момент. В первых классах преобладает логопедическая причина – трудности с произношением и восприятием некоторых звуков, дисграфия в написании букв и слов. Начиная со второго класса, первая причина уходит на второй план, а резко увеличивается процент детей с пониженным вниманием и самоконтролем. Причём буквы пропускать начинают «нелогопедические» школьники. Рекомендации и упражнения по многократному переписыванию и проверке больших текстов и заданий лишь усугубляют проблему и развивают отвращение к письменным работам, приводят к  конфликтам в семье с выполнением домашних заданий.

 

Итак, задача №1. Определить причины пропуска букв у конкретного ребёнка.

Факторы: логопедия, внимание, самоконтроль.

Определить логопедические ошибки нетрудно. Школьник путает похожие звуки или пропускает буквы с неслышимыми или двойными  звуками. Чаще всего с буквой Ё.

Определить уровень внимания и самоконтроля по виду ошибок очень трудно. Поэтому переформулируем задачу.

Создать упражнение, в котором будет работать только один фактор: или внимание или самоконтроль.

На первый взгляд, это одно и то же, но давайте посмотрим, как реализуются эти факторы. Внимание включается через зрение, информация о написанном идёт в мозг, и человек контролирует уже написанное. Но нам-то нужен самоконтроль того, что ещё не написано. Поэтому убирать из данной пары надо внимание, которое идёт через зрение.

Решение.  Игра «Жмурки». Написать слова или предложения с закрытыми глазами.

Условия. На чистом листе формата А4  пишем три раза по 5 слов или 3 предложения по 5 слов. Слова из четырёх-восьми букв. Скорость медленная, а быстро и не получится.

Оценка. Не оценивать ровность строки, промежуток между словами, разрыв слова или наложение после букв с верхним окончанием: б, ё, в, о, ю, э, ъ, ь, й. Не обращать внимания на орфографические ошибки по незнанию правил или словарных слов. Как правило, у нелогопедических детей с хорошим самоконтролем пропусков букв почти не бывает. Могут быть неполные буквы ш, щ, м, т и их соединения с буквами из крючочков и, л, ц.

Самоконтроль слабый, если количество ошибок больше, чем в аналогичных предложениях, написанных под диктовку с открытыми глазами. Также можно определить утомляемость (время длительности самоконтроля) непрерывного письма при сравнении написания начальных слов и конечных.

 

Подведём промежуточный итог.

Если причина пропусков букв логопедическая, то наблюдаются ошибки в конкретных звуках и местах слов. Упражнений для устранения данной проблемы много. Они направлены на развитие фонетического слуха.

Проблемы с вниманием выражаются, как правило, в  ошибках при списывании текстов. В мозг уже поступает неверная информация. Этот фактор можно исключить, если писать тексты под диктовку или свои придуманные слова и предложения.

 

Давайте проанализируем фактор самоконтроля и способы развития этого качества. В Интернете я нашёл множество упражнений, направленных на формирование  образа слова: «Магазин», «Кузовок», «Древнерусское письмо»,  «Словесные цепочки», «Бухгалтер» и др.  Конечно, это хорошие игры, улучшающие правописание, но подходят ли они к нашей проблеме – пропуск букв?

Посмотрим объекты, на которые направлены эти игры. Это слова и буквы, из которых они состоят. А теперь возьмём конкретный пример: школьник пишет слово волк без буквы О или Л, при этом он прекрасно знает образ этого слова и потом смеётся, когда видит свою ошибку. Здесь ошибка не привязана к конкретной букве или звуку, или правилу. Так что же будет объектом для решения данной проблемы?

Сравним слово ВОЛК с результатами написания ВЛК и ВОК. Отличие не в буквах, а в их количестве. Поэтому объектом для задачи надо брать  количество букв в слове и создавать упражнения под этот параметр.

 

Задача №2. Придумать упражнение-игру, в которой результатом будет правильное количество букв в слове. Ужесточим требование, учитывая  нелюбовь  школьников к письму: игра должна быть без написания слов.

Решение: игра с условным названием «Хоккейный счёт».

Правила. Ведущий называет слово, например, «ВЕТЕР», а игрок называет количество букв в каждом слоге в виде счёта – 2:3. Время на ответ 5 сек для слов до 6 букв и не более 10 сек для других.

Примеры.

ПАУКИ – 2:1:2,  СТОЛ – 4:0,  ВЕРБЛЮД – 3:4,  ШКОЛЬНИК – 5:3.

Рекомендации.

Вводить условие выигрыша матча, например, до 5 или 10 побед или проигрышей.

Деление на слоги делать в разрыв между согласными. Например, КОШ-КА,  а не КО-ШКА.

Игрок может записывать свой счёт для его проверки по загаданному слову.

 

Возможная проблема. Ребёнок не умеет делить слова на слоги.

Решение. До игры проговаривать и простукивать другие слова по слогам. Тренироваться в игре «Хирург».  Правила:

Карандашом поделить текстовые слова из книжек или словаря вертикальными чёрточками между слогов, как бы делая хирургические разрезы.

Рекомендации.

Проводить операции не менее, чем с  30 словами. Можно делать это в учебнике  в упражнениях домашнего задания.

Для закрепления этого навыка использовать приём-игру «тормоза»  при выполнении домашнего задания. «ТОРМОЗА» включаются для руки после каждого слога в записываемом слове. В конце каждого слога школьник должен оторвать ручку от бумаги на короткое время. Хороший результат, если он сможет сделать все остановки в 5 словах подряд,  не теряя обшей скорости письма более 15%.

И ещё об одной проблеме по самоконтролю и представлению образа слова. Рука школьника не успевает за мысленным представлением заданного слова, а само слово в его голове имеет размытый образ по местоположению букв да ещё внимание не концентрируется на текущей букве.

 

В какой-то мере для решения этой проблемы подходит игра-упражнение «Древнерусское письмо»,  где развивается концентрация внимания и самоконтроль за счёт замены буквы на тире. Минусом является то, что заменять требуется только  гласные буквы, и то, что эти буквы не пишутся.

Формулируем противоречие: « Буквы должны быть заменены, чтобы устранить возможность пропуска, но они должны быть написаны, чтобы сохранился образ слова».

Решение. Замена букв производится с письменной на печатную и не только гласных.

Игра «ПП» – письменная – печатная.

Правило. Объявляется буква, которую надо писать печатной формой в диктуемых словах. Например, объявляется буква Е и диктуется слово ВЕТЕР. Оно должно быть записано игроком вот так: вЕтЕр.

Проигрыш засчитывается даже тогда, если пошло соединение от предыдущих букв. В нашем случае от букв  в и т. Между названной буквой должны быть просветы с соседними буквами.

Игра разбивается по сложности и уровням. Сложность определяется количеством слов и количеством заданных букв. Количество слов не более пяти. Их можно диктовать одним предложением. Количество букв не более трёх.

 

Например, задание второй сложности. Объявляются буквы: А и К и диктуется предложение: «Шакал кушал шашлык». Должно быть записано: «шАКАл  КушАл  шАшлыК».

Уровни или лиги (вторая лига, первая и высшая) определяется местоположением требуемой буквы.

Вторая лига – это когда печатается объявленная буква. Это предыдущий пример.

Первая лига – это когда печатаются буквы перед объявленной. Например, для нашего предложения про шакала и объявленной буквой  К должно быть написано: «шАкаЛ  кушал  шашлЫк».

Высшая лига – это когда печатаются буквы за одну перед объявленной. Для нашего примера и буквы К должно быть написано: «ШакАл  кушал  шашЛык».

Первая и высшие лиги заставляют представлять местоположения букв заранее, что концентрирует внимание и повышает самоконтроль.

 

Итак, для решения проблемы «Пропуск букв» предлагается набор игр в последовательности.

«Жмурки», «Хирург», «Хоккейный счёт», «Тормоза», «ПП».

 

Из опыта работы с трудными детьми в течение 20 лет, могу сказать, что данная проблема снимается после игр в «жмурки» , «хирурга» и «хоккейный счёт» у 90% школьников. Реже приходилось использовать «Тормоза», а игра «ПП» интересна как для детей, так и для взрослых, если они будут играть вместе.

Успехов вам родители и учителя!