Интернет-журнал «Лицей»

Вышел в свет детский литературный альманах «Первоцветы»

Такой подарок к началу учебного года сделали поэты Вера Линькова и Елена Харламова участникам своих  литературных студий, в которых весь предыдущий учебный  год занимались одарённые ученики разных школ Петрозаводска.

Альманах состоит из двух разделов — «Поэтическая лаборатория» и «Мастерская слова».

Студией «Поэтическая лаборатория» руководит член Союза российских писателей Елена Харламова. Первый раздел альманаха посвящён творчеству её учеников. Здесь представлены не просто стихи, а самые разнообразные формы поэтической структуры: афоризм и моностих, хокку, верлибр, лимерики, сонеты.

Елена Харламова со студийцами

Публикации к каждому из  подразделов Елена предваряет кратким описанием того или иного направления и делится своими мыслями о работе с детьми.

«Любопытным типом работы с афоризмами, — пишет Елена, — стало составление высказываний-определений, построенных по принципу антитезы, риторического противопоставления. Например, «Белое – это хорошо отмытое чёрное», «Радость – повеселевшая  грусть»».

«Тайна искусства состоит в том, чтобы вслушиваться в  несказанное, любоваться невидимым». «В этой мысли, — пишет Елена, — коренится один из критериев японского представления о красоте. Осваивая  твёрдые поэтические формы, участники студии получили представление о принципах работы с хокку – классической японской миниатюрой. Её внешняя простота обманчива: она требует созерцательности, сдержанности, лаконизма, чувства меры и чувства прекрасного. В фокусе оказывается удивительный, но ускользающий момент «здесь и сейчас», не успевший стать прошлым».

В тишине ночной

Задумался светлячок

О близкой луне.

О верлибре. «Для освоения техники написания верлибра, — пишет Елена, —  мы работали с ассоциативной картой Т. Бьюзена. Ассоциации словно «вытягивали» из закутков детского сознания воспоминания, образы, мысли, и существенно расширяли область творческого поиска….. Например: Забытые ощущения похожи на сухие листья, потому что ветер, срывая, уносит их вдаль, следовательно, память держится за корни…»

  

В разделе студии прозы «Мастерская слова» представлены произведения школьников, их первые опыты работы в разных литературных жанрах: рассказ, эссе, миниатюра, фэнтези, рецензия, ритмическая проза.

Особое внимание на занятиях, рассказывает Вера Линькова, уделяли литературным тропам, с помощью которых любое произведение становится ярким, запоминающимся и привлекает внимание читателя.

Вера Линькова

Осваивая профессиональные навыки в написании того или иного произведения, мы обращались к конкретным примерам  мастеров слова. Вот как, например, написать портрет своего героя? Учимся у Николая Васильевича Гоголя. Портреты персонажей из его поэмы «Мёртвые души» и рассказа «Шинель» подсказывают использование таких литературных тропов, как  гротеск, аллегория, сравнение. В результате изучения стилистических особенностей портретных характеристик, дети пишут свои  «Портретные миниатюры» и делают свои маленькие открытия. Например, можно написать портрет не только человека, но и любимого питомца, дерева, предмета, портрет ощущения  и даже портрет самого слова… Например, слова МЕЧТА и слова ЖЕЛАНИЕ

Краткости, лаконичности, написанию психологического портрета учились у Антона Павловича Чехова. За основу был взят его рассказ «Человек в футляре». Учились находить подобные типажи в  нашей современной жизни.

Примеры эзопова языка, аллегории находили в сказках  Салтыкова-Щедрина.

Романтизму и тонкому мироощущению учились у Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков».

Увлекательной была работа по созданию коллективной рецензии. Здесь дети высказывали свои впечатления на эссе современного писателя  Левона Осепяна «Картины, писанные маслом по чёрной клеёнке» — о грузинском художнике Пиросмани. Сам автор высоко оценил  непосредственность взглядов студийцев на его произведение  и опубликовал их отзывы в своей новой книге «Вспоминая страны и друзей», изданной в Москве в издательстве «Гуманитарий».

Об истории создания  литературных студий 

В 2017 году члены карельского представительства Союза российских писателей изложили свои взгляды на развитие литературного творчества в школьной среде. Писатели Надежда Васильева, Светлана Захарченко, Светлана Бердова, Владимир Софиенко, Елена Харламова и Вера Линькова написали свои программы. Елена Харламова в соавторстве с Людмилой Давыдовой из Содружества народов Карелии написали грантовский проект «Мастерская слова». Проект выиграл президентский грант.

Год писатели работали по этому гранту: ездили в школы по разным регионам Карелии и развивали детское литературное творчество по своим программам. Но вот грант закончился. И что дальше? Людмила Давыдова договорилась с директором Детского театрального центра Еленой Солнцевой о продолжении работы по развитию детского литературного творчества. Солнцева взяла под крыло своего Центра.

Елена Харламова стала руководить студией «Поэтическая лаборатория» в Ломоносовской гимнази, Вера Линькова – студией прозы «Мастерская слова» в средней школе имени Пушкина. А чтобы   у студийцев появилась своя площадка для публикации, решили издать детский литературный альманах «Первоцветы», собрав лучшие работы юных литераторов.  В  осуществлении задумки помогла мастер издательского дела Татьяна Уткина. Дизайн обложки сделала художник Елена Агафонова. Графические иллюстрации подарила греческая художница Ники Иордамиду.

Так, благодаря общим усилиям неравнодушных людей, в Карелии появился детский литературный альманах «Первоцветы». Думаем, что он будет интересен не только авторам-школьникам, их родителям, но и педагогам-филологам. И хочется  сказать:

— Дорогие педагоги, направляйте своих литературно одарённых учеников  в наши студии! Дорогие ребята, испытывающие свои возможности в литературном творчестве, обращайтесь к нам! Занятия студий бесплатны. Позанимавшись в среде увлечённых литературой сверстников весь учебный год, вы увидите публикации своих работ на страницах альманаха «Первоцветы» №2.

Студия поэзии : odnazdy@list.ru

Студия прозы: nasto-08@mail.ru

 

Вера Линькова, член Союза российских писателей, руководитель студии прозы «Мастерская слова»

Елена Харламова, член Союза российских писателей, руководитель студии «Поэтическая лаборатория»

 

 

Exit mobile version