Интернет-журнал «Лицей»

Гаджеты влияют на эмоциональное развитие детей

Ученые МГУ выяснили, что у детей, которые проводят с гаджетами до одного часа в день, эмоциональное развитие значительно выше, чем у тех, кто тратит на это более одного часа в день.

Фото: informburo.kz

– Российские дети в возрасте 5-6 лет проводят с гаджетами в среднем от 20 до 40 часов в неделю, — рассказала Екатерина Рыбакова, основатель фонда «Университет детства», сооснователь Рыбаков Фонда. – Это выяснили сотрудники факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, которые исследовали влияния экранного времени на результаты развития детей. Опросы провели среди 1000 дошкольников и их родителей.

Результаты исследования  были представлены на первом международном онлайн-симпозиуме памяти выдающегося психолога Л.С. Выготского, где участвовали более 100 спикеров и 5 500 слушателей из 31 страны.

В первой группе изучали эмоциональное развитие детей. Выяснилось, что у детей, которые проводят с гаджетами до одного часа в день, эмоциональное развитие значительно выше, чем у тех, кто тратит на это более одного часа в день. Также у последних ярче выражена общая тревожность. Но при этом они лучше распознают некоторые эмоции по лицевой экспрессии, поскольку хорошо выбирали фотографии, которые изображали детей в том или ином эмоциональном состоянии.

Другая группа детей прошла оценку фонематического слуха – дважды, с перерывом в один календарный год.  В краткосрочном эффекте пассивное экранное время (просмотр видео, мультиков) негативно влияет на способности ребенка обрабатывать вербальную информацию. А активное экранное время (игры, образовательные приложения и т.д.) не представляет значимой угрозы для развития фонематического слуха. В долгосрочном эффекте опасения не подтвердились. Все дети, участвующие в исследовании, соответствовали характеристикам своего возраста.

В исследовании также анализировали группы детей, которые пользуются гаджетами каждый день, через день, по выходным и раз в неделю. У последних более высокие показатели по методикам, оценивающие регуляторные функции.

Уровень развития регуляторных функций оказался выше и у ребят, которые используют гаджеты не для развлечений, а для иных целей – прослушивания музыки, рисования, ориентирования во времени и пространстве (будильник, навигатор, секундомер).

– Главным параметром является то, с каким контентом взаимодействуют дети, считает Екатерина Рыбакова. — Именно из него ребенок усваивает культурные ценности и нормы поведения. Поэтому принципиально важна роль взрослого человека при взаимодействии ребенка с гаджетом – именно взрослый помогает выбрать правильные мобильные приложения, игры или мультфильмы, тот контент, который будет не только интересным, но и развивающим для ребенка. Тем самым гаджеты помогут взрослому создать зону ближайшего развития для ребенка, о которой говорил выдающийся ученый Лев Выготский.

Источник: Педсовет/ pedsovet.org

Exit mobile version