И.С.Фрадков, Новости, Образование, Школа и вуз

Детям в школе скучно?

На открытии Фрадковских чтений. Фото Наталья Мешкова
На открытии Фрадковских чтений

Согласно исследованиям скучают в школе  80% учеников. Что делать в этой ситуации учителям? А что делать, когда дети находятся на уроке в онлайне? Или страшнее, когда они с зомбированными лицами уткнулись в смартфоны на перемене?  

В Петрозаводске 9-й раз прошли Фрадковские чтения, собравшие более 100 педагогов столицы Карелии, Костомукши, Кемского, Кондопожского, Муезерского, Олонецкого, Прионежского и  Пряжинского районов. Тема этого года — «Молодой педагог в современном информационном мире».

Бренд института

Открывая чтения, ректор Карельского института развития образования Ольга Дьячкова отметила, что они проходят в год 80-летия КИРО и стали за время проведения одним из брендов института.

Идея организовать чтения, рассказывается в выпущенном к конференции буклете, возникла в 2004 году, когда отмечалось 75-летие со дня рождения выдающегося карельского педагога-новатора Исаака Самойловича Фрадкова. Сразу решено было проводить их как научно-практическую конференцию для молодых учителей со стажем работы до 10 лет. Фрадков, став директором 9-й петрозаводской школы, опирался на молодых талантливых педагогов. Ему самому было тогда всего 29 лет!

Первые Фрадковские чтения прошли в 2005 году по инициативе 9-й петрозаводской школы, носящей имя И.С. Фрадкова. А начиная со вторых чтений постоянными организаторами стали Министерство образования республики и Карельский институт развития образования.

В этом году Фрадковские чтения впервые прошли с международным участием.

 

Замкнутый круг разрывают подвижники

Людмила Фрадкова рассказывает о школе для одаренных детей
Людмила Фрадкова рассказывает о школе для одаренных детей

 

Людмила Фрадкова, кандидат биологических наук, старший методист Центра развития образования Петрозаводска,  рассказала участникам чтений об истории одной идеи — создании уникальной Республиканской очно-заочной Школы для одаренных детей.

В начале она процитировала камчатских учителей, которые после знакомства с педагогикой Фрадкова очень точно сформулировали, что именно подвижники способны разорвать замкнутый круг.

Надо только представить себе время, когда открылась эта школа: 11 ноября 1992 года! Рушилось всё, планов не строили даже на месяц вперед, цель у всех была одна — выжить, а тут целая школа! В Министерстве образования, надо отдать должное, нашли возможность поддержать школу: ее открыли в форме клуба — на это деньги из бюджета выделялись.

Первые 180 детей были отобраны после поездок бригады экспертов по всей республике. Отбор талантливых детей шел по специальной методике, разработанной Фрадковым. Сотни детей из районов республики получили шанс на хорошее образование, и большинство им воспользовались.

Людмила Фрадкова призвала молодых педагогов способствовать возрождению в новом формате очно-заочной школы одаренных, которой Карелия по праву гордилась.  Найдутся ли среди участников чтений подвижники, способные разорвать замкнутый круг?

 

Как финская школа ищет учителя

Интересно и содержательно на чтениях выступили финские коллеги. Они рассказали о роли профессионального сообщества в становлении молодого педагога. В Финляндии ежегодно проводится тестирование учителей, считается, что это повышает его ответственность. Удивило, что учителя свободно переходят из школы в школу в поисках наиболее для себя комфортной.

Анна Ренко, директор основной школы лицея в Йоэнсу, говорила о том, как они выбирают молодых педагогов. В этой школе развивают физическую активность на природе, поэтому у того учителя, который этим увлекается, больше шансов получить работу. То есть кроме ведения своего предмета, у него будет еще дополнительная нагрузка, если говорит по-нашему.

— А если учитель готов вести свой предмет полностью  на английском, точно возьмем! — заметила Анна Ренко. По ее словам, обучение на английском с каждым годом все более востребовано.

Между прочим, в Финляндии ищущему работу учителю теперь необязательно лично приходить к будущему работодателю, достаточно послать свое видеорезюме. Новые технологии в действии.

 

Дети в онлайне

Доклад «Человек в информационном мире» сделала Анита Румянцева, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ПетрГУ.  Правда, точнее все же было бы «Дети в информационном мире». Это выступление перевернуло представление об интернет-опасностях для детей.

Анита Румянцева: "Мы просто не знаем, с кем общается наш ребенок"
Анита Румянцева: «Мы просто не знаем, с кем общается наш ребенок»

Анита Румянцева представила результаты психологических исследований МГУ, Института психологии РАН, РГПУ и ПетрГУ. Они, прямо скажем, неожиданны и лишают покоя не только учителей, но и родителей.

По данным исследования кафедры психологии ПетрГУ среди студентов и школьников 11 -12 классов, более 6 часов ежедневно проводят в сети 40,3% школьников и 31% студентов. Подростки находятся в онлайне даже во время занятий. Только 5% детей ежедневно не заходят в интернет, по данным МГУ.

Каждый второй человек, который заходит к ребенку на страницу, ему в реальной жизни не знаком.

— Мы просто не знаем, с кем общается наш ребенок, — констатировала Анита Румянцева.

Еще недавно принято было думать, что главный риск для детей в их увлечении гаджетами — интернет-зависимость. Анита Румянцева, детский психолог и психотерапевт, обращает внимание, что когда родители жалуются на интернет-зависимость детей, на самом деле у него эмоциональные проблемы в общении с ровесниками и окружающими. На интернет-зависимость приходится только 9% от обращений по вопросам интернета на горячую линию московских специалистов. По данным исследования кафедры психологии ПетрГУ среди студентов и школьников 10 — 11 классов, интернет-зависимостью страдают всего 3%, еще 17% находятся в зоне риска.

Главные риски другие: 35% — коммуникационные (кибербуллинг, разные формы сексуальных домогательств), 14% — контентные (насилие, агрессия, порнография, пропаганда суицида, наркотических веществ и т.д.). Основная угроза — объединение коммуникационных и контентных рисков.

Главные опасности для детей в информационной среде — травля в сети, «незнакомый друг» в соцсетях, сексуальные домогательства, просмотр негативного контента — с чем сталкивается каждый второй школьник в возрасте 11 — 16 лет. При этом наблюдается тревожная тенденция: за помощью к родителям обращается только 16-17% детей. Эти данные приведены на основе анализа исследований, проведенных в Москве и других крупных городах.

От кибербуллинга переходят к рекрутингу в опасные и экстремистские сообщества. Негативный контент перемещается в закрытые группы, которые создают уже сами дети. Наблюдается стремительное снижение возраста увлеченностью ИКТ, причем дети путешествуют в этот мир без сопровождения взрослых, которые не успевают за своими чадами в освоении новых технологий. Отмечают специалисты изменение сознания, которое при этом происходит.

Кафедра психологии ПетрГУ продолжает исследования. Скоро будут новые результаты.

 

Дети с зомбированными лицами

Модераторы дискуссии Надежда Максимова (стоит) и Александр Ханцевич (за столом в центре) и спикеры
Модераторы дискуссии Надежда Максимова (стоит) и Александр Ханцевич (за столом в центре) и спикеры

Разговор продолжился дискуссией «Образование в современном информационном пространстве». Тон задала представитель издательства «Просвещение», сославшись на исследования РГПУ:  80% детей в школе скучают. По ее мнению, электронные учебники могут спасти ситуацию.

По словам Лауры Мяки, координатора проектной деятельности, в Финляндии в 7-9 классах изучается информационная грамотность — причем это не отдельный предмет, а включенный курс в разных предметах. Цель этого изучения — повышение информационной безопасности.

В 1 — 6 классах финских школ ученики не могут пользоваться гаджетами. Мобильные телефоны доставать из рюкзаков нельзя, в 7-9 классах — только на переменах.

Член финской делегации Кари Лехтола поразил россиян словами, что в его стране законодательство не разрешает обучать детей дистанционно по программе общего образования, допускается обучение только взрослых. По мнению Кари Лехтола, невозможно полностью перейти на дистанционное обучение: детей прежде нужно научить общаться друг с другом, работать в группах.

Вспомнилось, сколько у нас оптимизировали маленьких школ, приводя как панацею дистанционное обучение…

В Йоэнсуу открыт медиацентр, куда любой педагог может прийти со своим вопросом, получить консультацию. Сейчас в Финляндии проводится реформа: в каждой школе появится тьютор по информационным технологиям. Выступления гостей не оставили сомнений:  проблема ИКТ в Финляндии решается системно: возможностям новых технологий и информационной безопасности обучают сразу на всех уровнях, от школы до педагогического сообщества.

Проректор КИРО Елена  Богданова представила результаты опроса «Гаджеты под запрет?» на сайте института. Он показал, что 50 % наших учителей считает, что следует запрещать пользоваться гаджетами в школе. 17% против, так как родители должны иметь связь с детьми, а 33% забирают гаджеты у своих учеников на время урока.

Поводом же к опросу послужила новость, что с 1 сентября 2018 года ученикам начальных и средних школ Франции запрещено пользоваться мобильными телефонами.

Людмила Фрадкова считает, что проблему гаджетов в школе, особенно начальной, нужно серьезно решать:

— У нас не запрещают младшим школьникам брать гаджеты в школу, более того — не запрещают ими на переменах пользоваться. Встает вопрос: что страшнее? Есть примеры, когда учитель очень продуманно встраивает гаджеты в уроки, отвлекая ребенка от посторонних дел. Но страшно, когда дети в 1 и во 2 классах сидят на переменах, уткнувшись в телефоны, купленные родителями, и играют в игры. У них лица совершенно зомбированные, они с трудом включаются в урок. Это проблема, которую нужно сейчас серьезно решать.

 

Прекрасное время для развития

Молодые педагоги на одной из секций Фрадковских чтений
Молодые педагоги на одной из секций Фрадковских чтений

Фрадковские чтения продолжились на семи секциях. Прозвучало более 50 сообщений молодых учителей, воспитателей, преподавателей системы среднего профтехобразования, студентов ПетрГУ, специалистов дополнительного образования, начинающих руководителей. Они отвечали на вопрос, как молодые педагоги на практике отвечают вызовам современного информационного мира.

Участница Фрадковских чтений Елена Ивахно написала в группе КИРО: «Я рада, что уже не первый раз принимаю участие, и да — это опять было здорово! Хочу сказать большое спасибо за день нереальных эмоций и вдохновения, за общение с интересными и влюблёнными в своё дело педагогами, за прекрасное время для развития! Масса новых впечатлений, идей и новых друзей!» 😊

Следующие, десятые Фрадковские чтения, включены в программу празднования столетия Республики Карелия в 2020 году.

Фото с сайта КИРО