К 90-летию И.С. Фрадкова
Перечитывая работы Фрадкова, его биографию, я часто думаю, что делал бы этот удивительный Педагог сегодня, в нынешних условиях, в современной школе.
Фрадков был мастером педагогических стартапов во времена, когда и слова-то такого не было. Он находил решения самых горячих педагогических проблем, доводил их до внедрения и получал результат в виде эффективной системы. И что важно – результат этот можно было предъявить и описать, а значит, передать другим. Во всех его начинаниях был широкий горизонт, пространство для взлета и перспектива – то, чего сегодня нам катастрофически не хватает.
Инновациями сложно управлять – они возникают как решения актуальных проблем у людей, не способных жить иначе. Хорошо, если этим людям дают доступ к деньгам и создают условия, но если это не так, они найдут ресурсы сами, потому что решать проблемы их миссия. Ими трудно управлять, им требуется свобода, поэтому власть никогда не оказывает им реальной поддержки, а чаще просто мешает. Но многие их идеи в итоге прорастают как трава сквозь асфальт, пробивают себе дорогу в жизнь. В этом смысле Исаак Самойлович был типичным советским и российским новатором.
Пытаясь проанализировать, какие решения Фрадкова актуальны в наше время, я с удивлением обнаружила, что практически все они широко используются и работают в современной российской школе. Вопрос только в качестве их реализации.
Кабинетная система – без нее ни одна школа сегодня не существует. «Мы создали настоящие учебные кабинеты, а не комнаты с картинками, которые сейчас называются кабинетами!» — писал в своих воспоминаниях Фрадков. Сегодня речь идет о создании интерактивных пространств с современным оборудованием, но суть осталась прежней: среда учебного кабинета должна позволять ученикам действовать самим, использовать оборудование на практике, экспериментировать, исследовать. Вот только изменилась ли сегодня доля «комнат с картинками» по отношению к настоящим живым кабинетам?
Развитие общеучебных умений, реализация межпредметных связей – сегодня все согласны, что без этого невозможно выполнить Образовательный стандарт. Конечно, дидактика развивается, появляются новые подходы, но суть остается. А созданную Фрадковым карту межпредметных связей полезно открыть и сегодня.
В Карелии метапредметные и межпредметные уроки активно практикуют, например, педагоги Державинского лицея. Что касается «среднестатистического» учителя, его компетентность в этой области мало изменилась со времен Фрадкова.
Детско-родительское сообщество, активно включенное в управление школой, – еще одно важное направление в современной школе. Само понятие возникло в наше время. А в школе Фрадкова это просто работало. Сегодня об этом читают лекции, пишут научные статьи. В стране есть школы, блестяще реализующие такой подход («Лицей» писал о прогимназии «Сообщество» в Тюменской области). В Петрозаводске ярких примеров сегодня нет.
Профильное обучение – важная часть Нового образовательного стандарта. Фрадков это делал впервые. Профильные классы есть в большинстве школ страны. Вопрос только в качестве профильного образования. Его по-прежнему можно получить в очень небольшом количестве школ.
Система профориентации, также созданная в Карелии одной из первых, сегодня реализована средствами интернет-портала «Моя карьера», а при Центре молодежи работает профориентационная консультация. Правда, она платная, а значит, скорее всего ею пользуются далеко не все республиканские школьники.
Учебно-производственные комбинаты, где старшеклассники занимались раз в неделю, осваивая различные рабочие профессии, сегодня возрождаются в форме детских технопарков, оснащенных новым дорогостоящим оборудованием. Однако, пока не удается связать это с нашим местным производством, которому, похоже, не нужны кадры. Непонятно, как гибко подстроить производственное обучение школьников под с трудом пробивающий себе дорогу новый бизнес.
Выездная школа для одаренных детей в наше время – сложившаяся практика. Такие школы работают сегодня в разных городах страны. У всех на слуху сочинский «Сириус», профильные смены в «Артеке». Однако, кто раньше учился или работал в очно-заочной школе одаренных в Карелии, отмечают, что в последнее десятилетие уровень ее неуклонно падал. А ведь Карелия и здесь была среди первых.
Практико-ориентированное воспитание трудных детей и подростков в «Девятке». Еще раз, вслед за Макаренко, Фрадков на деле доказал: если детям создать нормальные условия на протяжении всего их активного дня, если с ними занимаются хорошие педагоги, если есть возможность попробовать силы на практике, реализовать себя в труде, получатся достойные люди. И сегодня все это понимают. Только, видимо, не хватает средств, а главное — хороших педагогов.
И, наконец, идея создания школ-комплексов. Обнаружив ее в Проекте развития карельского образования, написанном Исааком Самойловичем в конце жизни, я сперва удивилась. Широко внедренные в Москве комплексы сегодня являются примером неоправданной централизации с жестким авторитарным управлением. Московские педагоги укрупнению противятся, регионы его боятся. В чем же дело?
Фрадков предлагал объединить материальные ресурсы под управлением комплекса, что разумно – так их легче распределять на разные педагогические площадки. Планировал построить вертикальные связи (сад-школа, начальное – среднее – старшее звено – профтехобразование), что также разумно, необходимо и до сих пор не реализовано. Но он не предлагал уничтожать таким образом уникальность отдельных школ, объединять методические ресурсы под началом одного завуча-менеджера. В своей управленческой практике он делегировал полномочия. Давал людям возможность проявлять себя и готов был нести за это ответственность. Может быть, здесь кроется ответ на вопрос, почему, казалось бы, широкое внедрение идей, разработанных когда-то педагогами-новаторами, не помогает поднять нынешнюю школу? Чтобы люди внедряли инновации, им нужно развязать руки. А у педагогов сегодня руки связаны.
Исаак Самойлович в последние годы жизни целенаправленно вкладывался в развитие педагогических кадров. В создание педагогической среды, способной двигать школу вперед. Объединение «Интеллект», ассоциация «Педагоги-исследователи Карелии»… Собственно, и газета «Лицей» стала частью этого замысла. Мне кажется, несмотря на все огрехи «лихих 90-х», на нынешней почве растить педагогов-исследователей значительно сложнее, а значит, сложнее и развиваться.
Фрадков прожил классическую судьбу советского и российского новатора. Созданные им эффективные проекты закрывали, топили, губили, отдавая порой в руки нечистоплотных или просто некомпетентных людей. Но описанный в статьях и методичках, сохраненный в памяти педагогического сообщества опыт превращался в новые проекты, ширился, пробивал себе дорогу в других местах, там, где проще было выжить. Потом опыт рутинизировался, попадал в официальные документы, спускался сверху. И сегодня мы порой с удивлением наблюдаем его отражение в нашей системе образования – как в кривом зеркале. Идеи уже представляются очевидными. А сама система снова пребывает в состоянии, по поводу которого Исаак Самойлович в конце жизни писал «Мне хочется кричать!»
Я часто думаю, чем занимался бы Фрадков сегодня, и это помогает строить планы в ситуации, которая воспринимается как полный развал и хаос. Мне почему-то кажется, что сегодня Исаак Самойлович занимался бы альтернативным образованием. Современная школа как институт уходит в прошлое. Школа, в которую вложили жизнь наши выдающиеся Учителя, в нынешнем виде, возможно, доживает последние годы. Но образование бессмертно. И проблемы создания среды, воспитания трудом, выявления и развития талантов по-прежнему актуальны. Решая их, мы возвращаемся к идеям Фрадкова.
Об авторе. Алла Александровна Нестеренко — кандидат педагогических наук, доцент кафедры развития образования федеральной Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования; сертифицированный ТРИЗ-специалист, автор более чем 40 публикаций по ТРИЗ-педагогике, руководитель ряда экспериментальных площадок по ТРИЗ-педагогике.