Интернет-журнал «Лицей»

Орден Красной звезды нашёл солдата спустя 76 лет

Судьба солдата Великой Отечественной Николая Конанова – ярчайшее свидетельство того, что в бой наши отцы и деды шли не ради славы. В красноармейской книжке командира отделения мотострелкового батальона 71 механизированной Проскуровской краснознаменной бригады Николая Конанова значится: «Наград не имеет».

Николай Конанов (справа) с боевыми друзьями. Звезда на ушанке сделана им самолично из консервной банки. 7 ноября 1943 года

Наград не имел. А вот смелости и героизма молодому красноармейцу на войне было не занимать. Бросаясь в атаку, дыхание смерти Коля Конанов ощущал не раз. А однажды и вовсе едва не остался лежать в сырой земле.

Сын героя петрозаводчанин Борис Конанов вспоминает:

— Отец не любил рассказывать о войне. Единственный эпизод, про который он нам, своим детям, поведал подробно – о том, как получил ранение. Отец был на передовой в окопах. Немецкая авиация усиленно бомбила в этот день наши позиции. Страшный свист бомбы, яркая вспышка перед глазами…

Очнулся в госпитале через несколько часов. Потом санитары рассказали, как его спасли. После взрыва бомбы окоп был разрушен. Отца завалило землёй почти полностью. Когда бомбежка закончилась, санитары обходили окопы. Убитых не трогали, их было много, а раненых доставляли в санчасть. Пройдя по окопам, уже на обратном пути санитары увидели, что нога бойца, торчащая из земли, судорожно подергивалась. Раненого откопали, в бессознательном состоянии доставили в санчасть и оставили на улице как безнадежного. Через некоторое время боец начал подавать признаки жизни, и его перетащили в помещение. Сделали операцию, извлекли из тела осколки. Жив! Было отцу тогда всего 20 лет.

Уроженец деревни Кривозеро Вытегорского района Вологодской области Николай Конанов на фронт попал, можно сказать, со школьной скамьи. Воевал на Первом Украинском фронте. Был участником Курской битвы. Дважды тяжело ранен. Дошел до Берлина, там и встретил долгожданный День Победы.

Николай и Дарья Конановы с детьми Борисом, Анатолием, Геннадием (слева направо). Фото из личного архива Б. Конанова

Николай Андреевич Конанов умер в 2005 году. Уже после его смерти сын разместил в социальной сети информацию об отце-фронтовике. По счастливой случайности она попалась на глаза научному сотруднику Вытегорского музея Ольге Зубовой. К удивлению сына музейный сотрудник прислала в Петрозаводск копии наградного листа и приказа о награждении его отца орденом Красной звезды.

Событие могло произойти и раньше, если бы не ошибка писаря, заполнявшего приказ о награждении. В воинском приказе фамилию командира отделения мотострелкового батальона он, видимо, на слух написал с двумя буквами «о» в то время как во втором случае вместо «о» должна стоять буква «а». В армии отец был Кононовым, а когда уже получал паспорт, написал правильную фамилию Конанов.

— Лет, наверное, десять назад начали появляться сайты, на которых можно было что-то узнать об участниках войны. Об отце тогда ничего нам узнать не удалось. Да, он рассказывал, что был представлен к награде, но не говорил, к какой. При жизни отец, наверное, не пытался искать награду, хотя все юбилейные медали получал в военкомате. И мы тем более были потрясены, когда увидели приказ о награждении. Была такая досада, что отец не дождался этой новости! — рассказывает Борис Конанов.

Этот апрель у Бориса Конанова теперь в памяти навсегда. В один из дней военный комиссар торжественно вручил бывшему оператору ГТРК «Карелия» удостоверение, подтверждающее награждение его отца, Николая Андреевича Конанова, орденом Красной Звезды.

Военный комиссар вручает Борису Конанову (слева) удостоверение о награждении его отца орденом Красной Звезды

 

Сам орден родственникам не вручают. Вернувшись из военкомата, сын тут же нашел изображение боевой награды в сети интернет. И, преисполненный гордостью, разместил его на своей странице в соцсети. Николая Андреевича Конанова давно нет на белом свете, а его красная звезда будет гореть вечно.

 

 

 

Фото предоставлены Борисом Конановым

Exit mobile version