Интернет-журнал «Лицей»

Когда гиганты кажутся карликами

В новом петрозаводском издательстве Союза молодых писателей «Северное сияние» вышли две книги русской американки Натальи Асенковой.
 
Как состоявшийся зрелый автор она вошла в русскую литературу с опозданием на 30 лет. Ведь в свое, советское, время произведения ее были отвергнуты редакциями толстых журналов по причине «опасного уровня правды» — именно так в свое время высказался о прозе Натальи Асенковой заместитель главного редактора журнала «Новый мир» Владимир Лакшин. А ведь этот «опасный уровень правды» маститый критик обнаружил в произведениях никому не известного и тогда еще очень молодого автора. В устах Лакшина, соратника Александра Твардовского, это был очень лестный отзыв, но насколько же горько автор переживал собственную ненужность на родине, если замолчал на 30 лет.
 
Наталье Асенковой удалось опубликовать несколько своих произведений уже в эмиграции, в том числе в переводе на английский в издательстве Hermitage Publishers. Потом, в 2003 году, ее заново открыл главный редактор журнала «Север» Станислав Панкратов. Последовало несколько публикаций, вызвавших довольно противоречивые отклики по причине писательского откровения, и — художественной правды, не прикрытой фиговыми листочками ханжества. Кое-что из «голой» правды советской эпохи сейчас может показаться общим местом, однако такова судьба любой смелой идеи: она представляется чрезвычайно опасной и даже дикой только до тех пор, пока ее высказывают единицы.
 
Впрочем, в произведениях Асенковой важны вневременные ценности, которые помогают героям выжить в самых жестоких перипетиях и при этом остаться людьми. Сермяжная мудрость: «Будь хитрей», которой потчуют юные души в любую эпоху и которая якобы помогает устроиться в жизни — на самом деле не срабатывает. Не житейская хитрость, а сила духа единственно помогает держаться на поверхности. Нам представляется, что благодаря этому крепкому духовному стержню Наталья Асенкова даже в чужой стране, оторванная от своих корней, осталась сама собой — именно русским писателем.
 
В первую книгу вошли два романа — «Вычисление личности» и «Командировочные», а также повесть «На фоне кормильца». Вторая книга — это роман «Художники», ранее нигде не публиковавшийся. На наш взгляд, это самое значительное произведение Натальи Асенковой, в котором причудливо переплетаются судьбы, казалось бы, никак не связанных друг с другом людей. И, что самое главное, это роман-фикция, выдуманный от начала до конца. Странно вообще говорить об этом, однако слишком рьяное увлечение документалистикой и доступность ранее закрытых архивов привели к тому, что вымысел практически покинул литературу, уступив место живописанию того, что «именно так и было», поэтому некоторые читатели склонны видеть за каждым персонажем конкретное историческое лицо с чуть подправленной фамилией. Но ведь подлинно художественная литература начинается с вымысла, типизации и прочих писательских штучек, без которых произведение просто не состоятельно. Без них не возникнет великой иллюзии мира, населенного выдуманными людьми, в реальность которых читатель безусловно верит, поэтому переживает за них как за ближайших друзей или родственников. Писательство — творение мира буквально из ничего, из некой летучей астральной материи, оживление людей, которых никогда не существовало. Наталье Асенковой это удалось.
Герои романа «Художники» — это и персоны, значительные для своего времена, и совсем незаметные люди, которые непостижимым образом способны влиять на глобальные события. Иногда человека, попавшего в жернова исторического процесса, спасают именно такие скромные случайные люди. Вообще, масштабы личности по-настоящему проявляются в ситуации выбора. Порой этот выбор бывает слишком жестким: между жизнью и смертью. И вот в такую минуту вдруг оказывается, что маленький человек по-настоящему велик, и напротив: гигант кажется карликом. Автор не идеализирует своих персонажей. В героях романа ровно столько благородства и низости, сколько их и в обычных людях, которым свойственно заблуждаться, поддаваться на искушения, переживать моменты малодушия.
А вообще основное достоинство «Художников» для простого читателя, даже не для критика, состоит в том, что этот роман просто очень интересно читать, и даже немного завидую тем, для кого это переживание еще впереди.
Книги Натальи Асенковой продаются в книжных магазинах «Экслибрис», «Калевала», «Книжный дом» (на проспекте Ленина), цена их вполне доступна.

Exit mobile version