Интернет-журнал «Лицей»

Время собирать камни

В Музее изобразительных искусств РК открыта выставка "Как молоды мы были".
 
{hsimage|К.Буторов. Сельский киномеханик||||}У слова «ностальгия» кроме основного значения «тоска по родине», есть и другое – «тоска по прошлому». Именно это чувство охватило меня, когда я пришла в залы Музея изобразительных искусств РК, где в это время готовилась к экспозиции новая выставка под названием «Как молоды мы были».

Вдоль стен стояли полотна из фондов музея, с которых смотрели открытые задорные лица молодых рабочих. Поймала себя на мысли, что теперь таких не увидишь. Вот юная девушка-киномеханик разрезает на лодочке озерную гладь: везет в далекую деревню новый кинофильм. А вот молодая учительница стоит, задумавшись, в ожидании лодки, которая увезет ее в деревушку, что светится огнями на другом берегу.

В этих полотнах 50 – 60-х годов чувствуется дыхание жизни. На вопрос о том, как родилась идея этой выставки, ее куратор Анита Дункерс говорит, что она возникла у нее очень давно. В фондах музея увидела много полотен прошлого века, которые никогда прежде не выставлялись, но в них отражалась целая эпоха из жизни нашей страны. Раньше не было повода показывать работы в стиле соцреализма, который к тому времени набил всем оскомину. Сейчас, уверена Анита Дункерс, пришло время собирать камни:
{hsimage|Б. Поморцев. На страже северного неба||||}– Если бы мне дали задание сделать такую выставку еще лет десять назад, вряд ли я делала бы ее с вдохновением. Но сегодня все изменилось. Проходит время, и совершенно по-другому начинаешь воспринимать то, что уже ушло. Да, мы жили в тоталитарном государстве, и перед художниками ставилась определенная задача: воспевать достижения социализма. Большинство принимало эти условия, и появлялись картины, проникнутые этими идеями. Но несмотря на это многие художники, находясь в неких рамках, все же были искренни и вкладывали в свои полотна душу. И не так уж много среди них, как оказалось, ложно пафосных работ.
Мы идем по залам, где по просьбе куратора рабочие переносят одну картину на место другой. Совершается святая святых – рождается экспозиция новой выставки.
– Какие огромные полотна! – удивляюсь я и подхожу к картине внушительных размеров, выше моего роста, написанной Борисом Поморцевым. Куратор соглашается:
– Да, масштаб картин впечатляет. Мы боялись, что придется заказывать спецтранспорт, но обошлось. Кстати, произведения в очень хорошем, добротном состоянии. Отмечу также, что это живопись высокого уровня!
{hsimage|Е. Пехова. Не подходи, не трогай пыльных клавиш||||}– Какое открытие сделали для себя вы при подготовке этой экспозиции?
– Удивило разнообразие тем. Кроме того, посмотрите на эти лица: они открыты, доброжелательны, искренни. Люди были другие! Сейчас у нас и ценности-то совсем иные… Есть возможность посмотреть на то время со стороны и увидеть не одну, а две стороны медали. То, что называли раньше «мелкотемьем», теперь свидетельство эпохи. Молодежь, оканчивая вузы, стремилась уехать в деревню, на заводы, на строительство новых городов, за романтикой, за мечтой. Это подвиг целого поколения молодых. В этом искусстве живет надежда, а в современных произведениях часто ее нет вообще. А можно ли лишать людей надежды?
 
Через несколько дней после разговора с куратором мне довелось побывать на вернисаже по поводу открытия выставки. Даже организаторы не предполагали, что открытие пройдет с таким успехом. На вернисаже все сотрудники были в пионерских галстуках. Звучали горн и барабан. Царила атмосфера энтузиазма, присущая и произведениям, представленным на картинах. Молодые сотрудники музея, которые никогда не были пионерами, с вдохновением поддержали старшее поколение. Неожиданно публика запела. «Солнечный круг», «Подмосковные вечера», «Песню геологов».. Переходя из зала в зал, люди пели, фотографировались у полотен..

Уже сейчас очевидно, что выставка будет пользоваться популярностью у зрителей.

Выставка «Как молоды мы были» будет интересна не только старшему поколению, но и новому, для которого она может стать открытием целой эпохи. Экспонируется она до 14 марта.

Exit mobile version