Уполномоченный при президенте России по правам ребенка нашел в нашей республике сбои в работе с детьми.
В конце дня Павел Астахов встретился с главой республики Александром Худилайненом и провел совещание с руководителями органов исполнительной власти области, силовых структур, общественных организаций. Начал он с замечания, что три года назад, когда он побывал в Карелии в первый раз, увидели здесь серьезные кадровые ошибки и системные сбои. Сейчас, отметил омбудсмен, устранены многие нарушения. Однако предмета для критики хватает.
В Карелии до сих пор не создан республиканский реабилитационный центр. Из 120 тысяч детей Карелии проблемы со здоровьем имеют около 70 тысяч. Среди них 2,5 тысячи детей-инвалидов и 19 тысяч с патологией здоровья. Астахов привел в пример Иваново, где женская общественная организация за год собрала столько денег на строительство реабилитационного центра, что их хватило бы на два таких центра. В Чечне открыли Реабилитационный центр семейного типа, где дети могут находиться вместе с родителями.
Астахов подверг критике Карелию за снижение темпов строительства жилья для детей-сирот и отсутствие в регионе социальных гостиниц: «Где они живут – на улицах?». И привел в пример Кемерово, где люди собрали деньги на строительство 176 квартир для детей-сирот: «У нас люди небогатые, но они готовы помогать». Александр Худилайнен пообещал применить этот опыт в Карелии.
Немало неприятных минут пришлось пережить и губернатору, и другим управленцам, когда Астахов положил перед ними на стол фотографии, сделанные сотрудниками его аппарата по время инспекции детских учреждений. В Олонецком детском доме нижнее белье воспитанников хранится в коробках из-под водки. Снимок из Ладвинского детского дома-интерната запечатлел расколотые унитазы без сидений. «Почему у вас есть стульчак, а у девочки в интернате нет? Потому что она умственно отсталая?» – задал он явно не риторический вопрос замминистра здравоохранения и соцразвития. Спас ее от продолжения гневной тирады лишь ответ, что в своей должности она работает всего месяц. Еще один снимок Астахов передал министру МВД: в нескольких шагах от входа в детское отделение психиатрическое больницы располагается …магазин с полным набором спиртных напитков. «Это вопрос того, как относятся к детям», – резко бросил Астахов. «Это нонсенс, которому мы дадим оценку», – признал Худилайнен.
Астахов заверил, что будет разбираться с каждым отказом чиновников на обращения, касающиеся помощи детям, особенно если речь идет о здоровье. По его словам, если нет возможности помочь ребенку в республике, государство выделяет квоту на его лечение ребенка в клинике Москвы или Санкт-Петербурга. Если и там не в силах справиться с болезнью, Минздрав РФ дает квоту на лечение за границей.
Омбудсмен призвал республиканские власти поддерживать семейное устройство детей-сирот. Он похвалил Карелию за сокращение количества детских домов, в некоторых районах их нет вообще, а те, которые есть, малокомплектные. Из петрозаводского Дома ребенка 24 малыша вернулись в родные семьи. Александр Худилайнен привел еще одну цифру: 79 процентов детей Карелии, оставшихся без попечения родителей, находятся в приемных семьях.
– У вас есть свой опыт, замечательный, позитивный. Но есть и сбои, – резюмировал Павел Астахов.
Во время короткой беседы с журналистами ему задали вопрос, как он оценивает работу детского омбудсмена Карелии Марины Зверевой. Суть ответа Астахова: «Человек на своем месте».
Сегодня он вылетает в Муезерский район, где примет участие в учебно-тренировочном сборе по отбору кандидатов для молодежной экспедиции «На лыжах – к Северному полюсу!» в лагере «Большое Приключение» Дмитрия и Матвея Шпаро.
Фото автора