В Центре национальных культур и народного творчества представлены графика Елены Новиковой и керамика Романа Леонтьева.
Керамику хорошо смотреть руками. Так считают сами мастера гончарного дела. И они знают, о чем говорят. Возьмите в руки любое керамическое изделие, и вы почувствуете тепло, которое исходит от него. То ли это тепло от рук гончара, который его сделал, а может быть, огня, через который он прошел.
Восторженные поклонники этого вида декоративно-прикладного искусства пишут, что в создании гончарного ремесла участвовали великие стихии: вода превратила глину в прекрасный пластический материал, воздух высушил первые глиняные изделия, а огонь закрепил удачу. Так или не так, но гончарное ремесло родилось многие тысячелетия назад, на территории Карелии самая древняя (из найденных) керамическая посуда датируется эпохой неолита IV – II тысячелетия до нашей эры. Но самое потрясающее здесь в том, что это ремесло, как и гончарный круг, дошло до нас через столетия и тысячелетия!
Перед 8 Марта в Центре национальных культур и народного творчества открылась выставка олонецких мастеров «Графика Елены Новиковой и керамика Романа Леонтьева». Роман не впервые выставляется в Петрозаводске, любители керамики его знают отлично: он приезжает со своим гончарным кругом на Дни Петрозаводска, участвует в праздниках на острове Кижи: продает керамические изделия, сделанные им и дает уроки всем желающим. Сама была свидетелем на острове Кижи как 12-14-летние мальчишки, сопя от усердия, пытались придать комку глины хоть какую-то форму, и если это удавалось, были страшно горды.
Роман занимался и живописью, и графикой. Крепкое художественное образование, по его мнению, сказывается сегодня в его керамике. Именно в гончарном ремесле нашел себя Роман Леонтьев как художник. Он считает, что в гончарном деле меньше канонов, больше свободы. Впрочем искусством гончарное ремесло впервые стало только в древней Элладе. И возродилось в последние столетия.
Нынешняя массовая керамика, которую выпускают заводы и которая реализуется через торговую сеть, изготавливается с помощью гипсовых форм, и только такие мастера как Роман Леонтьев сохранили старинную технологию, сделав свои изделия не только штучным товаром, но и произведениями декоративно-прикладного искусства. Впрочем, сам мастер стремится к тому, чтобы керамика имела в первую очередь утилитарное значение – стала привычной для нас, как, например, в Швеции. Ибо выполненные из первородного материала керамические изделия экологичны, красивы и удобны. Леонтьев чаще всего применяет старинную технику чернение изделий молоком, но работает с глазурью и надеется, что когда-нибудь сделает чернолощеную керамику, для дня нее нужны особые обжиговые печи.
На выставке представлены и мелкая пластика (декоративные предметы интерьера), и обычная посуда, которую Р. Леонтьев делает на продажу. Не скрывает, деньги нужны – и на творчество (гончарный круг, печи для обжига стоят сегодня немалых средств), и просто на жизнь – Роман и его жена Елена Новикова, чьи работы представлены на выставке, преподают в художественной школе, где зарплаты оставляют желать лучшего. А еще у них трое детей.
Выставка олончан небольшая – под экспозицию отвели всего один зал. Но она выделяется из большого числа выставок, которые регулярно открываются в Петрозаводска. И не только потому, что керамику сегодня на них мало увидишь. Свою партию на выставке очень уверенно ведет Елена Новикова, хотя она выставляется в столице Карелии впервые.
В отличие от своего мужа, коренного олончанина, Елена приезжая. Как призналась, сразу влюбилась в Карелию, и не просто в наш край, а в его историю и особенно в наши памятники деревянного зодчества, стараясь сохранить хотя бы в художественных работах, увы, уходящую натуру. Она пишет старинные храмы и умирающие деревни с большой теплотой. И при этом смотрит на окружающий мир светло и влюбленно. На вернисаже ее называли солнечным человеком. И в этих чувствах ее всегда поддерживает муж.
Очень много хорошего было сказано в их адрес на вернисаже. Среди выступающих мне бы хотелось особо отметить одного человека – Виктора Сергеевича Леонтьева, первого и многолетнего директора художественной школы в Олонце, который покинул свой пост только по состоянию здоровья. Именно в этой школе делал первые шаги в творчестве и его сын.
Посетивший вернисаж известный карельский художник Валентин Чекмасов особо отметил, что больше всего профессиональных художников именно в Олонце. А еще, что надо очень беречь в провинции людей, которые несут и хранят там культуру, создают творческий климат.
Фото автора