В России создана Ассоциации учителей русского языка и литературы.
На учредительном съезде присутствовало более 250 педагогов из 82 регионов России, сообщает Ридус. Организация создана с целью разработки единой методологии преподавания и отстаивания интересов самих преподавателей. Она призвана восстанавливать роль русского языка и литературы в воспитании детей дошкольного возраста, повышать роль учителей-словесников в формировании личности граждан. С появлением объединения учителя рассчитывают на создание единой методологии преподавания русского языка и литературы в школах, качественно повысить его уровень и помочь самим педагогам отстаивать собственные интересы.
Работа велась по следующим секциям «Нормативно-правовое и методическое сопровождения преподавания русского языка и литературы», «Содержание преподавания русского языка и литературы», «Статус учителя», «Выявление, поддержка и сопровождение детей с особыми образовательными потребностями». Состоялось избрание координационного совета и исполкома. Председателем координационного совета стала профессор Людмила Дудова, а исполком возглавил доцент кафедры филологического образования МИОО Роман Дощинский.
Людмила Дудова и Роман Дощинский. Фото aurilm.blogspot.ru
Как пишет портал www.edu.ru, по последним данным международного исследования PISA, по качеству чтения и пониманию текста Россия среди 65 стран заняла 41-е место, хотя еще недавно была на 27-м. Зато ЕГЭ они сдают с каждым годом все лучше и лучше. Если в 2012 году в России было 1697 стобалльников, то в 2013-м 100 баллов получили 2523 ученика. Правда, часть работ потом была аннулирована, но значительно это картину не изменило. А вот результаты Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе дают совсем иную пищу для ума. На последней Всероссийской олимпиаде по литературе самую высокую оценку получил десятиклассник из Москвы, который набрал всего 133,5 балла из 150 возможных.
Комментарии
Галина Левина, проректор Института русского языка им. А.С. Пушкина:
— Единственный путь к грамоте — текст перед глазами. Когда человек читает, то перед ним все время грамотное написание слов. Если много читаешь, то и писать будешь хорошо, правильно. Но беда в том, что современные дети вообще ничего не читают. Заставить их не удается, чтобы заинтересовать чтением, педагогическому сообществу придется искать и пробовать какие-то новые способы.
Надо понимать, что у книги как у способа развлечься очень сильный соперник — интернет, а школа виновата перед детьми в том, что она их перестала учить думать, размышлять над чувствами и судьбами литературных героев, сопереживать. Школу и родителей беспокоит ЕГЭ. Дети больше не учат стихи, так как школьная программа этого не требует. Следствием становится эмоциональное обеднение. Чтение перестало быть удовольствием.
Общие для всех знания по литературе перестают быть общими. Это разобщает нацию. Раньше все знали, что Обломов олицетворяет собой лень и безделье, Коробочка — скупость, а Наташа Ростова — чистоту и юность. А кто сейчас читает Толстого? Мой внук рассказал, что в его классе только треть ребят прочитала «Евгения Онегина» и лишь одна девочка — «Войну и мир».
Как быть? Может, нужны какие-то совсем уж фантастические, на первый взгляд, способы преподавания русского языка и литературы. Допустим, прекращаем в начальной школе зубрить правила, а все освободившееся время читаем книги и обсуждаем их. Или переписываем в тетрадь и учим наизусть отрывки из классических произведений? Если мы хотим сохранить уровень грамотности школьников, придется, наверное, принимать нестандартные решения.
Борис Панов, преподаватель литературы школы для одаренных детей 1199, Москва:
— Очень хорошо, что мои коллеги собрались, чтобы обсудить, как надо преподавать русский и литературу. Но смущает одно обстоятельство. В новостных лентах сообщалось, что новая ассоциация «поможет учителям создать единую методологию преподавания русского языка и литературы в школе». Мне не очень ясно, как может быть выработана единая методология преподавания, ведь дети разные и по своей подготовке, и по уровню культуры, и с точки зрения психологии? Единой универсальной системы преподавания быть не может. На уроках литературы в одних классах нужно начинать с чтения книг вслух, как советует Пеннак, в других — заниматься серьезными филологическими исследованиями. В нашей школе в учебные программы и в планы уроков постоянно вносятся изменения в связи с тем, что дети разные. Сегодня, например, у меня на уроке литературы были живые писатели — участники VIII Московского биеннале поэтов. Естественно, такую встречу можно организовывать только для заинтересованных и подготовленных детей.
Это же касается и русского языка. Будет здорово, если коллеги обратят внимание на психологические основания преподавания школьных предметов. Учителя в своей массе работают так, как будто психологами не было сделано никаких открытий в области непроизвольного запоминания, концентрации внимания и т.п. Причем многое из того, что не востребовано педагогами, освоила реклама.