Интернет-журнал «Лицей»

Тренды 2014 года в образовании

 Научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов выделил пять трендов — от информационной открытости до изменений в ЕГЭ.

 

 

Первый тренд развития образования в 2014 году будет связан с ростом его информационной открытости — от детских садов до Высшей аттестационной комиссии. Будут и дальше развиваться сайты образовательных учреждений, органов управления образованием, что, впрочем, предусмотрено законом «Об образовании в РФ». Но любой закон можно выполнять чисто формально, поэтому важно, чтобы независимые организации предоставляли людям как можно больше сервисов, основанных на открытых данных, — прежде всего качественных мониторингов и рейтингов.

 

Второй тренд, во многом связанный с первым, — развитие внешней оценки системы образования. О ее необходимости говорит президент Владимир Путин, Минобрнауки России в октябре 2013 года утвердило методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций.

 

Открытость в сочетании с внешней оценкой — необходимое условие построения гражданского общества. Не менее важно, что все это повышает рефлективность самой системы образования, когда образовательные учреждения лучше видят свои проблемы и проектируют шаги развития. Хотя здесь есть риск — чрезмерное увлечение рейтингами, не имеющими отношения к здравому смыслу, а такие, увы, имели место в уходящем году.

 

Третий тренд 2014 года — модернизация педагогического образования. Именно педагогического образования, а не педагогических вузов — ведь в трети субъектов Федерации их вообще не осталось, учителей теперь готовят классические университеты. Впервые за длительный период власть переходит от критики педагогического образования к мерам по его развитию. В новом году стартуют пилотные проекты, когда партнером вуза в подготовке учителей на основе сетевого взаимодействия становятся школы, педагогическая практика перестает быть формальностью, а студенты, разочаровавшиеся в педагогике, получают возможность перейти на другие бакалаврские программы, и наоборот, студенты других направлений смогут перейти на педагогику в процессе обучения. Почти на сто процентов уверен, что эти и другие меры дадут позитивный эффект.

 

Четвертый тренд, а точнее — точка бифуркации — будет связан с новыми стандартами общего образования.

 

Несмотря на то, что регионы регулярно рапортуют об их успешном внедрении, мониторинг, проведенный коллегами из Российской академии образования под руководством Галины Сергеевны Ковалевой, показал, что это не так. При том что в начальной школе учебники хотя бы отчасти учитывают основные новшества стандартов — творчество вместо зубрежки, нестандартные задачи вместо задач по образцу, достижение метапредметных и личностных результатов и проч. В основной школе дела обстоят хуже: с действующими учебниками новые стандарты реализовать не удастся. Предстоит реформировать содержание школьного образования, и список из 100 книг или возврат к обязательному школьному сочинению ситуацию не изменят. Нужны нетрадиционные для российской школы, интерактивные способы изучения той же литературы вплоть до постановок произведений писателей на сцене, чтобы ребенок мог их понять, почувствовать, прожить.

 

Пятый тренд — изменения в организации ЕГЭ, в мае и июне он будет в центре общественного внимания.

 

Всем известно, что в 2013 году ЕГЭ был проведен с многочисленными нарушениями, и то, что сейчас делает Рособрнадзор по повышению его информационной безопасности, — беспрецедентные меры для последних нескольких лет. Не могу утверждать, что предложения нового главы Рособрнадзора Сергея Кравцова по проведению ЕГЭ — сплошь новшества, скорее наоборот. И в период эксперимента 2001-2008 годов были примеры и привлечения силовых структур, и видеонаблюдения (денег не хватало, поэтому из 100 видеокамер в аудиториях было 90 «пустышек», но какие именно — никто не знал), и установки металлоискателей на входе, и много чего еще. Необходим стандарт проведения ЕГЭ, принятый на федеральном уровне, чтобы организаторы понимали: они несут личную ответственность за происходящее. Уверен, в 2014 году ситуация будет в целом управляемой, что не исключает возможность отдельных «выбросов», как на любых экзаменах с высокими ставками в любых странах мира. Но это не означает, что их нужно отменять.

 

Есть надежда, что в 2014 году из постановления правительства, определяющего критерии эффективности работы губернаторов, наконец-то вычеркнут показатель, связанный с ЕГЭ, — долю детей, не сдавших обязательные экзамены по русскому и математике. Но вместо этого должны появиться другие критерии, и здесь мы возвращаемся к первому и второму тренду — росту открытости системы образования и развитию внешней оценки. Материал для оценки усилий губернаторов по развитию системы образования в регионах должны давать независимые мониторинги качества образования.

 

 Источник

 

Фото ilady.info

Exit mobile version