Интернет-журнал «Лицей»

Иван, сын Ивана

Иван Тишинин (справа) с боевым товарищем
Иван Тишинин (справа) с боевым товарищем

Иван Тишинин-младший писал матери в 43-м: «Будем питать надежду, что встретимся после полного уничтожения гитлеровской коричневой чумы. И заживём тогда новой счастливой жизнью…»

Похоронка на Ивана пришла в самом конце войны. Он погиб в бою 28 марта 1945 года, в Венгрии. Наш  десант, в составе которого был пулеметчик Иван Тишинин, выбросили в районе озера Балатон, где он попал под сильный огонь фашистов. 

Рассказывает Галина Михайлова, руководитель поискового  отряда  «Выговцы»Сегежского  РЦО

 

Иван Тишинин-старший

Семья Ивана Васильевича и Татьяны  Петровны Тишининых жила в Архангельской области, где у них был свой добротный дом. В 1930 году Иван Васильевич приехал в Сегежу работать на лесозаводе машинистом и вскоре перевёз сюда и семью. У них было двое детей, в Сегеже родились ещё трое.

Татьяна Петровна и Иван Васильевич Тишинины. Их дети — Иван, Павла, Виктор Тамара (фото 1936 года)

После окончания строительства ББК в Сегежу перевозили промышленные предприятия и дома, которые попали в зону затопления в Майгубе. Иван Васильевич за работу по разборке и установке новой рамы в распиловочном цехе в течение 40 часов без выхода с завода получил благодарность. А ещё через год был премирован как один из лучших ударников суконными брюками.

В 1939 году вступил в строй  Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат, и Иван Васильевич перешёл работать дежурным инженером в ТЭС.

Класс Ивана Тишинина-младшего (Иван второй слева во втором ряду). Сегежская школа №1, 1940 год

22 июня 1941-го сегежане высыпали на улицы, собрались у Дома культуры на митинг, после которого многие мужчины направились в военкомат. Тишинин был оставлен на брони, на фронт его не взяли.

26 июня вышел приказ наркома внутренних дел Карелии о создании истребительных батальонов. Один из них был сформирован и в Сегеже, в него вошли представители всех категорий трудоспособного населения. В ряды бойцов вступил и Иван Васильевич.

Базировался батальон в Ремесленном училище №1. Учебные занятия проводились на стадионе училища. Обучение бойцов шло после основного рабочего дня: изучали материальную часть оружия, обучались стрельбе, проходили тактическую и строевую подготовку. Поначалу на ночь бойцы уходили домой, но уже с июля их перевели на казарменное положение.

Старшая дочь Ивана Васильевича Полина Ивановна вспоминает, что отец приходил домой редко, отсутствовал по много дней. Возвращался усталым и грязным, приводил себя в порядок и снова уходил.

В задачу истребительного батальона входила охрана комбината и посёлка. На преследование и ликвидацию обнаруженных вражеских диверсантов поднимались по тревоге. У батальона на вооружении имелись только винтовки старого образца.

Осенью Сегежский истребительный батальон в составе сводного батальона принимал участие вместе с частями Красной Армии в боях с противником при обороне Петрозаводска и в течение четырёх суток сдерживал регулярные части врага.

С каждым днём линия фронта приближалась. Все свои силы население отдавало укреплению обороны. В Сегеже начали строить аэродром. К строительству привлекались как работники комбината после основной работы, так и неработающее население. Выходила на эти работы и Татьяна Петровна Тишинина. Вместе с другими рыла окопы и землянки вокруг аэродрома.

Когда Сегежу начали бомбить, было принято решение эвакуировать ценное оборудование комбината и часть населения. Татьяна Петровна с детьми эвакуировалась в Архангельскую область на станцию Плесецкая. Оттуда она решила отправиться в свою родную деревню Федосово. Добираться пришлось пешком, лишь иногда подвозили редкие машины-попутки или подводы. Путь этот занял целый месяц. Дом в деревне, к счастью, оказался цел и никем не занят, его быстро привели в порядок. Трудности начались с питанием – семья не получала продовольственных карточек. Татьяна Петровна и старшие дети пошли работать в колхоз.

В 1942 году обстановка на Карельском фронте изменилась, противник был остановлен и перешёл к обороне. Необходимость нахождения истребительных отрядов на казарменном положении отпала, их перевели по месту жительства и работы бойцов.

На Сегежский ЦБК стали возвращать оборудование и восстанавливать целлюлозно-бумажное производство. Рабочих рук не хватало. Бойцы истребительного батальона работали на комбинате. Иван Тишинин был одним из тех, кто много сил отдал возрождению предприятия. Семье писал, что в Сегеже нужны рабочие руки. И старший сын Иван решил поехать к отцу.

Иван Тишинин-младший

Иван Тишинин-младший. Декабрь 1942 года

Тишинин-младший уехал из деревни Федосово по настоянию матери, так как в Сегеже работающим регулярно выдавали пайки, а в колхозе никакой платы за труд практически не было.

В 1943 году из Медвежьегорского райвоенкомата Ивану пришла повестка в армию. «У нас 2 января был призыв, и я зачислен в Военно-Морское училище. Оставлен до особого вызова…», — пишет он матери. Очень беспокоился о младших сёстрах, особенно о самой маленькой Валечке, о матери: «Я не могу забыть вас ни на минуту. Не могу спокойно спать. Во сне вижу вас и разговариваю с вами каждую ночь…».

Беспокоило Ивана больше всего то, что родные голодают. «Так неужели я прощу гитлеровским мерзавцам всё горе, которое вы перенесли… Мамочка, будь спокойна, твой сын до конца выполнит долг защитника Отечества. Я буду драться до тех пор, пока в груди моей бьётся сердце, а руки держат оружие», — заверял Иван в своём письме, датированным 9 января 1943 года.

Повестка

Пройдя ускоренный курс учёбы в военно-морском училище, Тишинин-младший в 1944-м сдал зачёты и экзамены, получил звание сержанта и направление в парашютно-десантные войска.

Воевал пулемётчиком в 347-м гвардейском стрелковом полку ВДВ 106-й гвардейской стрелковой дивизии. Письма домой от него приходили скупые, сын всё просил отца прислать бумаги.

 

Из письма Ивана Тишинина матери. 9 января 1943 года

«Здравствуйте мои дорогие родные: мамочка, сестрички Паля, Томочка и маленькая и маленькая любимая крошечка Валичка, а также братец Витя. Шлю я вам горячий сердечный привет и заочно всех целую. Пожелаю вам от всей души на долгие годы самого наилучшего в вашей жизни, а самое главное здоровья. Ибо вы для нас самые близкие дорогие родные.

(…) Мамочка, ты, наверное, получала мою телеграмму, в которой говорится, что я иду в Красную Армию. Да! У нас 2-го января был призыв, и я был зачислен в Военно-Морское училище. Оставлен до особого вызова. Так что ожидаю отправки со дня на день. Мамочка, мне очень жаль, что не придётся с вами долго встретиться, а может быть и никогда. Мама, когда я уезжал, то думал, что в скором времени мы будем все вместе, но вышло наоборот.

(…) Мамочка, как бы мне хотелось повидать вас, а особенно Валичку. Если б у меня было десять жизней, я бы все отдал за неё. Мамочка, я никогда не переживал такого чувства тоски по вас. Я не могу вас забыть ни на минуту. Я не могу спокойно спать. Я во сне вижу вас и разговариваю с вами каждую ночь. Мамочка, я не могу спокойно вспомнить вашей жизни. Ведь я жил немного голодной жизнью. И может быть вы сейчас так живёте. Мне очень жаль Томочку и Валичку. Ведь они ещё маленькие, а переживают такую невзгоду. Я не могу без слёз вспомнить, когда не было хлеба, а ведь они слюнку глотали, а не просили кушать. Дак неужели я прощу гитлеровским мерзавцам за всё горе, которое вы перенесли?

(…) Мамочка, не расстраивайся много. Конечно, обидно — вырастишь, а пользы ни на грош. Ничего не поделаешь, не одна ты. Многие матери остались без близких или сыновей и дочерей. Будем питать надежду, что встретимся после полного уничтожения гитлеровской коричневой чумы. И заживём тогда новой счастливой жизнью. 

(…) До свиданья, мои дорогие родные. Крепко, крепко всех обнимаю и заочно целую. Мамочка, прошу тебя поцелуй за меня Томочку и Валичку. До свидания, моя любимая сестричка Валичка. Не вспоминайте лихом. Остаюсь ваш сын и брат: Иван Тишинин. 9.1.43 г.»

Письмо Ивана Тишинина. 1943 год

Похоронка в конце войны

Погиб Иван в бою 28 марта 1945 года, в Венгрии. Их десант выбросили в районе озера Балатон. Здесь они попали под сильный огонь фашистов.

Именной список потерь 28 марта 1945 года

Ещё много лет Тишинины не могли смириться с потерей сына и брата.

Племяннику Анатолию удалось с помощью Международного Красного Креста отыскать место последнего боя десантников. В военных архивах сохранились штабные документы, датированные 28 марта 1945 года: список безвозвратных потерь, схема расположения Братской могилы погибших в тот день в бою гвардии сержанта Ивана Ивановича Тишинина и его однополчан.

В 1990 году Анатолий сумел побывать в Венгрии на месте того боя, откуда и привёз в Сегежу немного земли с солдатской могилы.

Автор публикации: Галина Михайлова, руководитель поискового  отряда  «Выговцы»Сегежского  РЦО

От редакции. Благодарим за подготовку публикации Анатолия Серебренникова.

Exit mobile version