Ровно 20 лет назад, 15 ноября 1992 года, по инициативе И.С. Фрадкова открылась Республиканская очно-заочная школа для одаренных детей.
Первыми ее слушателями на шести отделениях стали 180 старшеклассников из районов Карелии. Открытию предшествовал отбор талантливых детей, который шел по всей республике по специальной методике, разработанной Исааком Самойловичем Фрадковым. Сотни детей из районов республики получили шанс на хорошее образование и большинство им воспользовались.
Кстати, тогда в ходе отбора обратили внимание на незаурядные литературные способности петрозаводского старшеклассника Кирилла Олюшкина, направили его к нам в редакцию «Лицея» (литературно-журналистского отделения вначале в школе-клубе не было). Кирилл стал нашим автором, потом корреспондентом, затем окончил сценарный факультет ВГИКа. Сейчас он писатель, сценарист. Ведет блог в нашем журнале.
Через несколько лет после открытия детище Фрадкова переименовали в Республиканскую школьную академию, потом ее закрыли, потом вроде бы открыли и снова закрыли… Сейчас, в русле инициированной президентом концепции «Наша новая школа», где одно из направлений – работа с одаренными детьми, подобные академии в Карелии начинают создавать вновь – при Министерстве образования РК и Петрозаводском университете. Но хорошо ли изучен опыт Фрадкова? Не только хорошо не изучен, а вообще не изучен. Все-таки хочется верить, что в изучении новаторских и сегодня идей Фрадкова точка не поставлена.
Сегодня мы публикуем несколько откликов выпускников Школьной академии и концепцию И.С Фрадкова «Одаренные дети».
Мощный стимул для развития
По нашей просьбе на несколько вопросов ответила Светлана Карпова, научный сотрудник Зоологического института РАН, кандидат биологических наук, выпускница биологического отделения Республиканской очно-заочной школы для одаренных детей 1994 года.
1. Спустя столько лет, как ты оцениваешь создание такой школы? Структуру, содержание?
Считаю, что создание школ такого типа необходимо. В ШКОДе мы получали то, что не могли дать ни профильные классы в лицеях, ни кружки. Во-первых, надо отметить высокий уровень преподавания. На сессиях нам давали большой объем информации по предмету, причем материал был довольно сложный, на уровне вузовской программы. Однако, благодаря таланту преподавателей, «перегрузки» не было. Нас учили не запоминать механически, а думать, рассуждать, подходить к изучению предмета творчески. Обучение в школе было не только отличной подготовкой к вузу, но и мощным стимулом для творческого и интеллектуального развития. Во-вторых, в ШКОДе мы получали основные навыки научно-исследовательской работы. В-третьих, находили интересное общение. Нельзя сказать, что все учащиеся в школе были вундеркиндами, но было много ярких, неординарных, увлеченных людей. Общение с ними очень вдохновляло. Немаловажно, что ребята, которых в обычной школе часто считают «ботаниками», в ШКОДе находили друзей-единомышленников и преодолевали проблемы в общении.
2. Какую роль сыграла эта школа в твоей жизни?
Можно сказать, что два года, проведенные в школе, стали для меня судьбоносными. Там я встретила замечательных людей, которые оказали на меня большое влияние, определилась с выбором профессии, выбрала направление научной работы, училась работать с литературой, писать статьи и доклады, что очень помогло мне в дальнейшей работе.
3. Какое самое яркое впечатление осталось от занятий в школе, от людей?
Ярких впечатлений осталось много. Запомнились прежде всего преподаватели нашего биологического отделения. Борис Залманович Кауфман – неординарный человек, эрудит, талантливый ученый и преподаватель. Он умел зажечь в ребятах интерес, учил мыслить нестандартно, творчески и удивляться красоте мира. К сожалению, Борис Залманович рано ушел из жизни, но он успел дать нам очень много… Руководитель нашего отделения – Людмила Исааковна Фрадкова – была для нас просто «второй мамой» и устраивала учебный процесс так, что нам никогда не было скучно. Запомнился также блистательный выпускной бал, интересные лекции, КВНы, летный практикум, а также вечера, проведенные с друзьями, когда мы, например, говорили «за жизнь» и решали логические задачки.
4. Поддерживаешь ли ты связь с учениками школы, преподавателями?
Да, с одной из выпускниц нашего отделения мы стали близкими подругами. Сохранилась связь и с преподавателями. После школы они оказывали нам, выпускникам, всестороннюю поддержку. Борис Залманович Кауфман стал моим научным руководителем, под его руководством я писала дипломную работу в университете и кандидатскую диссертацию в аспирантуре. С руководителем нашего отделения Людмилой Исааковной Фрадковой нас до сих пор связывают теплые отношения, я очень благодарна ей за постоянную помощь и поддержку.
До сих пор на связи
Даже не верится, что мы дружим уже двадцать лет! Друзья и наставники из «одаренки» прошли со мной большую часть жизни. Что может быть ценнее этого? Даже не знаю…
Школьная академия была для меня местом, где собрались люди, которым не надо ничего объяснять. С горящими глазами, с жаждой знаний, со стремлением учиться. Каждая учебная сессия была для меня волшебным пинком. По возвращению с турбазы, где мы собирались на сборы, мне хотелось немедленно перечитать все книги, пересмотреть все фильмы, о которых заходил разговор в академии.
Я вспоминаю луг с одуванчиками. Как сидит в окружении нас, детей, Борис Залманович, показывает букашек и придумывает на ходу заковыристые вопросы. В глаза мне слепит солнце — я не очень удачно села, все места вокруг БЗ уже заняты. Солнце, одуванчики, фигура Учителя. И удивление от того, что урок может быть такой — без мела, парт и тетрадей в линейку. Что биологию только так и надо учить — вглядываясь, всматриваясь, вслушиваясь.
Мне так хотелось быть лучше, что я зарывалась в конспекты, перерисовывала рисунки из учебников, заказывала книги по межбиблиотечному абонементу. Жизнь становилась насыщеннее, интересней, ярче.
Я бегала каждый день к почтовому ящику в ожидании вестей из разных уголков Карелии: стопка писем от друзей из «одарёнки» всё росла. Мне, подростку, было так радостно осознавать, что наконец-то появились люди, которые понимают и принимают меня такой, какая я есть.
Именно в Школьной академии я почувствовала тягу к журналистике. По вечерам мои друзья и сотоварищи собирались в одной комнате. Мы устраивали диспуты обо всем на свете, а я — так получалось — была модератором, ведущей нашего междусобойчика. И вдруг обнаружилось, что я умею выслушать каждого, вести беседу, задавать острые вопросы. Позже это поможет мне набраться то ли наглости, то ли храбрости и попробовать свои силы в редакции.
А с друзьями и наставниками по Школьной академии мы до сих пор на связи. Только стопка писем превратилась в виртуальную. Нас разбросало по странам и континентам, и видимся мы теперь в социальной сети.
Анна Анисимова,
выпускница биологического отделения 1995 года
Наше «Многоточие»
На самом деле воспоминаний, связанных с Академией, море, ведь эти сессии были просто отдушиной для нас, ребят из деревенек и маленьких городков.
Я никогда не забуду, как мы делали нашу газету. Пожалуй, как её редактор, я расскажу именно об этом. Инициатива, насколько помнится, пошла тогда именно снизу, то есть от нас: «Мы же отделение журналистики, давайте выпускать газету!» — предложили мы нашему куратору Наталье Тодуа. Но кто знает, может, наши руководители и педагоги так ловко все устроили, что мы и впрямь поверили в «собственную» задумку.
Как бы то ни было, Наталья Юрьевна мигом все устроила: достала ватманы, маркеры и прочие необходимости для создания стенгазеты. Как я стала редактором, я уже не помню, но это событие напрочь изменило все мое вечернее времяпрепровождение в Академии по вечерам. Когда все желающие бежали на дискотеку, наша редакция работала над свежим выпуском, порою даже до трех ночи!
У нас было все по-простому, мало серьезности, много творчества и самостоятельности. Никакого контроля. Да и зачем он был нужен? Само название «Многоточие…» многие нашли очень философским и символичным, а на самом деле так называлась любимая рэп-группа нашей Оксаны Топчий! Ну, мы, конечно, никому об этом не сказали.
Газету делали сообща. Собирались в холле за большим столом (однажды нам даже выделили кабинет — «редакцию»), приходили все, кто хотел. Основные силы — девчонки из нашей группы журналистов — Алла Константинова, Настя Прохорова, Вика Никитенкова, Аня Гончарова…, подтягивались и другие отделения: приходили с бумажками: «Я тут текст набросала…». Приносили письма, приветы, стихотворения, фотографии и даже признания в любви! Пожалуй, это был первый опыт отбора материалов, очень, кстати, полезный!
У нас были свои псевдонимы, и по утрам, когда в столовой вывешивали новый номер газеты, «академики» гадали, кто это написал? Тогда же появилось первое чувство, когда ТЕБЯ ЧИТАЮТ… Обсуждают, критикуют, соглашаются… но, главное, читают!
В нашей стенгазете мы начали оттачивать жанры и стили. У нас были корреспонденции, критические материалы, и, как это часто бывает в современных изданиях, временами мы грешили желтизной: «Вчера вечером директор была замечена на берегу озера с мужчиной инкогнито…». Но ни директор Надежда Николаевна, ни куратор Сан Саныч даже на такое не обижались, посмеиваясь с другими над папарацци местного розлива.
В общем, все весело, здорово, и почти по-взрослому. А главное, у нас было то, чего так не хватает «большим» газетам: настоящий задор и кураж!
Мария Дмитриева,
выпускница отделения журналистики и литературного творчества 2004 года,
корреспондент газеты «Петрозаводск»
Фото из архива Марии Дмитриевой
Исаак ФРАДКОВ
Ищем таланты
Основы концепции «Одаренные дети»
Учителя, это выявилось при отборе, очень плохо знают своих подопечных. Основные усилия, что скрывать, направлены на работу с «двоечниками». А способных не замечаем. Потому плохо знаем, как отыскивать таланты и как с ними работать.
Предлагаем основы концепции «Одаренные дети». Будем регулярно информировать читателей о работе открытой школы для одаренных детей.
МОЖНО выделить признаки, отличающие способных учеников.
В определенный момент времени, в определенной области ученик достигает более высокого уровня развития своих способностей и благодаря этому более значительных результатов, чем его сверстники.
Достигнутые успехи дают право предположить, что если бы усилия ученика были сконцентрированы на том предмете, к которому у него есть способности, то он мог бы добиться гораздо большего. Предпосылкой служит то, что подобная концентрация объективно возможна для такого ученика как по времени, так и с точки зрения его субъективных задатков. Следовательно, она будет происходить не за счет пренебрежения развитием других важных сторон его личности.
В той области, где он располагает способностями, ученик в процессе интенсивной деятельности достигает незаурядных результатов, хотя по другим предметам, возможно, успевает средне. Благодаря определенным особенностям в поведении, одаренные личности привлекают к себе внимание не только учителя, но и воспитателя в группе продленного дня, руководителя кружка, педагога, обучающего профессии, тренера, преподавателя высшей и специальной школы.
Вот особенности, выделяющие способных учеников.
Они, как правило, очень активны и всегда чем-либо заняты. Стремятся работать больше других или занимают себя сами, причем часто делами, которые не относятся непосредственно к уроку. Отчасти это относится и к предмету, к которому у них есть способности. При поверхностном рассмотрении кажется, что активности этих детей не хватает на все предметы. Им необходимо особое внимание, чтобы развивать их дарования в определенном направлении, не заставляя их перенапрягаться и не позволяя чувству неудовлетворенности помешать их стремлению заниматься тем, к чему они расположены.
Одаренные дети настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Этим они могут «действовать на нервы» учителю, потому, что хотят знать все более подробно, требуют дополнительной информации. Минимум, что можно сделать для удовлетворения этой повышенной потребности в информации, это указать дополнительную литературу.
Благодаря многочисленным умениям, они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью. Особенно часто это выражается в работе с литературой (справочные материалы, работа в библиотеке), в проведении экспериментов по физике, химии (возможно, и в кружках), в осуществлении руководства в рамках общественных организаций.
Они умеют критически рассматривать окружающую действительность и стремятся проникнуть в суть вещей и явлений. Они не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если те и кажутся достаточными их сверстникам.
Они задают множество вопросов и заинтересованы в удовлетворительном ответе на них.
Урок особенно интересен для них тогда, когда используется исследовательский метод. В то же время другие ученики предпочитают изучать хорошо сформулированный учебный материал.
Благодаря частому обращению к средствам информации, они в большинстве случаев умеют быстро выделять наиболее значимые сведения, самостоятельно найти важный источник информации, больше, чем другие, они заинтересованы в самостоятельном получении знаний.
В сравнении со своими сверстниками лучше умеют раскрывать отношения между явлениями и сущностью, индуктивно и дедуктивно думать, манипулировать логическими операциями, систематизировать, классифицировать и обобщать их.
Многие из них ставят перед собой задачи, выполнение которых потребует много времени. Эти задачи направлены на применение способностей этих детей в их профессиональной деятельности, на достижение выдающихся результатов, на творческую реализацию их дарований.
На возможно имеющиеся задатки для развития способностей указывают некоторые признаки, почерпнутые из биографии ученых и деятелей искусства, а также из научных исследований педагогов и психологов. Ребенок может и не располагать ими всеми. Они существуют в различных сочетаниях и комбинациях с другими признаками. Приводя их здесь, мы бы хотели предостеречь от поспешных обобщений. Эти признаки могут служить приметой выдающихся способностей, но отнюдь не гарантируют их. К ним относятся:
— интерес к умственной деятельности;
— компетентность, не свойственная возрасту;
— поиск причин, объяснений и поводов;
— пытливость ума, стремление открыть и исследовать новое (например, интерес к математическим играм, играм на сообразительность, в более старшем возрасте интерес к не исследованному вообще);
— разносторонние интересы и потребность в разнообразной информации;
— обдуманные и обширные знания;
— хорошая память;
— богатая фантазия, воображение, изобретательность;
— пристрастие к играм, требующим сконцентрированного внимания и имеющим сложные правила (шахматы, в более раннем возрасте скат);
— умение самостоятельно играть и работать;
— хорошее владение языком;
— обширный словарный запас, не свойственный данному возрасту;
— терпение, проявляемое в учебе и в занятиях своими увлечениями;
— готовность принять участие в дополнительных мероприятиях, активизирующих интерес к учебе (конкурсы, олимпиады, кружки, школьные общества и академии);
— изучение самых разнообразных книг (в том числе атласов, словарей, энциклопедий);
— глубокая заинтересованность в научном подходе к проблеме, в новых достижениях и развитии науки;
— увлеченность, политические и мировоззренческие интересы;
— развитое чувство справедливости;
— собирательство (коллекционирование), проведение эксперимента в домашних условиях, изготовление карточек, регистратур;
— чувство юмора, с детства повышенный интерес к юмористическим рисункам, которые они понимают лучше, чем их товарищи;
— в большинстве случаев повышенное чувство ответственности по сравнению с другими, аккуратное выполнение принятых на себя обязательств;
— большая работоспособность и стремление работать как можно больше (сверхдлинные домашние сочинения, если ученик увлечен литературой; решение сложных задач, требующих долгих размышлений, если ученик увлечен математикой), преждевременное увлечение в ходе домашних занятий материалом, который по программе должен изучаться позднее.
Выявление одаренных детей и подростков является составной частью познания сильных и слабых сторон всех детей, позволяет оказать им существенную помощь, усовершенствовать способности и преодолеть слабости.
***
Естественно, попасть в республиканскую школу одаренных детей смогут не все. Но можно в любой школе, либо в районном центре создать условия для развития способностей этих ребят. Курировать их могут учителя, создав свои ученические группы. А республиканская школа окажет им всемерную поддержку.
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ будут работать по особым учебным программам и индивидуальным планам.
Каждая программа непременно предусматривает знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план, предъявляет более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности, дает широкие возможности в проявлении лидерских способностей. В результате ребята смогут развить познавательные способности и навыки: овладеть большим объемом информации, обогатить свой словарный запас.
Конечно же, работать с одаренными детьми должны самые лучшие учителя. Это люди знающие, непременно чуткие и доброжелательные, разбирающиеся в особенностях психологии одаренных детей, имеющие опыт работы и с малышами, хорошо бы имеющие не только педагогическое образование.
Позитивная Я-концепция — одно из важнейший качеств учителя, работающего с одаренными детьми, с его доброжелательностью к детям. Ведь учитель с низкой самооценкой может быть легко поставлен в трудное положение смышленым ребенком. Доротти Сиск (1976), рассуждая о важности Я-концепции, писала: «Все больше педагогов начинают понимать ее большое значение… Я-концепция может открывать перед личностью новые горизонты, а может и навсегда плотно захлопнуть дверь, ведущую к новым перспективам развития».
ЧТО ЕЩЕ требуется от учителя? Во-первых, постоянно стремиться к пониманию интересов детей, обладающих неординарными способностями. Во-вторых, зрелость. Кстати, слово «зрелость», как его толкует словарь, — «достигаемое в процессе развития состояние полного раскрытия способностей». Хотя опыт работы и не является гарантией зрелости, практика показывает, что неопытные учителя обычно не готовы работать по специальной программе.
Эмоциональная стабильность. Это качество учителя самым тесным образом связано с позитивной концепцией. В ином случае это будет не самый лучший наставник для любого ребенка, особенно для одаренного. Ведь работа с ним требует больших эмоциональных затрат.
Чуткость — еще одно важное качество, которым должен обладать учитель. Одаренные дети весьма ранимы и чувствительны.
Не каждый педагог обладает способностью индивидуализации обучения, а учитель одаренных детей должен уметь различать индивидуальные черты своих воспитанников. Если даже учитель работает с достаточно однородным классом, то и в этом случае уникальные способности и потребности каждого из них требуют особого подхода. В большинстве случаев, однако, одаренные дети находятся в общей массе учащихся, и ‘поэтому диапазон индивидуальных различий здесь особенно велик.
Определенную роль в обучении одаренных детей играют, несомненно, и их родители. Их влияние в семье является важнейшим элементом в обучении. И игнорировать этот фактор никак нельзя.
Но как овладеть эффективными методами преподавания? Нъюленд (1976) составил перечень требований, особенно эффективных в отношении интеллектуально одаренных людей. Вот некоторые из них: считать своей основной задачей помощь в получении знаний. И соответствовать уровню интеллектуального развития ребенка, различным требованиям и возможностям, присущим тем ситуациям, в которые попадает ребенок в процессе учебы.
Учитель создает ту особую атмосферу, которая может вдохновлять ученика или, наоборот, разрушать его уверенность в себе. поощрять или подавлять интересы, развивать или тормозить его творческое начало.
ДАВАЙТЕ РЕБЕНКУ СВОБОДУ ВЫБОРА! Попробуйте одобрить результат деятельности детей в какой-либо одной области, пробудить желание испытать себя еще и в другой. Создадим ситуации, при которых ученик, не обнаруживающий особых успехов, получит возможность общаться с более способным товарищем.
Пожалуй, перечисление всех этих качеств педагога, обучающего одаренных детей, было бы неполным, если бы мы не упомянули еще его умение анализировать и оценивать свои сильные и слабые стороны. Нельсон и Клеланд <1975) отмечали: «Было бы абсолютно неправильным предполагать, что человек способен ‘разобраться в потребностях и чувствах других людей и понять их поведение, если он не может разобраться сам в себе».
И НАКОНЕЦ, попробуем сформулировать основные принципы отбора учителей для работы с одаренными детьми. То, что учитель является определяющим фактором в обучении таких детей, это аксиома. Естественно поэтому, что к нему предъявляются повышенные требования. Не нужно стесняться говорить о том, что далеко не все способны к работе с одаренными детьми. И школьной администрации надо постараться сделать так, чтобы эти дети не попадали к таким учителям.
Позитивная концепция составляет одну из важнейших характеристик учителя, работающего с одаренными детьми. Педагог, отличающийся низкой самооценкой, как правило, испытывает чувство опасности перед своими талантливыми воспитанниками, и, значит, конечно, не может вызвать у них уважения.
Они будут уважать человека творческого, целеустремленного. Ему нужен и педагогический опыт, и высокая профессиональная компетенция, основанная на солидной теоретической базе. Причем теоретическая подготовка и практическая деятельность учителя должны включать работу с разными категориями детей — здоровыми и имеющими сенсорные либо физические недостатки. А в силу того, что талантливые ребята учатся в одной группе со всеми, учителю еще необходимо работать с детьми, обладающими разными способностями.
Для наставника одаренных детей немаловажно и умение разбираться в специальных программах, учитывать опыт других педагогов при совершенствовании своих программ. Ему необходимо и знание различных концептуальных моделей, используемых в обучении одаренных детей, уметь выбирать и применять те из них, которые близки его собственным педагогическим принципам.
Несколько слов о дифференцированном подходе к составлению учебных программ. Программы для одаренных детей должны существенно отличаться от обычных. Ведь одаренные дети требуют индивидуализированного обучения. Многие ученые отмечали необходимость большего внимания развитию у детей их творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления, социальной адаптации, социальной ответственности и качеств бескорыстного лидерства. Но специализированное обучение — это не просто расширение обычной программы, или включение в него задания из программы, предназначенной для детей старшего возраста.
Содержание учебной программы должно выходить за рамки общепринятой программы, учитывать специфику интересов учащихся, соответствовать их стилю усвоения знаний и не ограничивать стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы.
Важную часть всех программ для одаренных детей составляет систематическое развитие когнитивных и аффективных процессов, благодаря которым эти дети попадают в сферу наших интересов. Основная цель — это развитие творческого мышления.
Каплан (1974 г.) предложил следующую методику специального обучения одаренных детей:
ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Учащиеся поставлены в такие условия, при которых предлагаемый им материал качественно выходит за рамки общепринятой учебной программы и содержит что-то новое или оригинальное.
ВОЗМОЖНОСТИ.
Учащимся дана возможность более глубоко вникать в задание из обычной программы на основе предоставления дополнительного времени и материалов, более широкого поля деятельности и возможности самостоятельного исследования.
РАЗВИТИЕ.
Учащиеся занимаются по такому курсу обучения, который прежде всего отвечает их интересам и потребностям.
Мейкер (1982 г.) отмечает, что программа для одаренных детей должна быть ускоренной, усовершенствованной и усложненной, качественно превосходить обычный курс обучения, корректироваться самими учениками, способствовать развитию абстрактного мышления применительно ко всему учебному материалу. Мейкер утверждает, что этим ученикам вполне под силу эффективно использовать учебное время для повышения уровня своих знаний, достигать больших глубин в мыслительной и исследовательской деятельности, получать новую информацию, новые идеи и достигать новых результатов, демонстрировать индивидуальные достижения в когнитивной и эмоциональной сферах, подниматься до уровня новых обобщений, достигать более высоких уровней мышления, создавать и апробировать на практике свой собственный метод исследования.
Галлахер (1975 г.) предлагает такие направления дифференциации процесса обучения одаренных детей: содержание предлагаемого материала должно быть изменено в сторону усложнения и большей абстрактности; методика тоже должна быть изменена и сама учебная ситуация также (можно, например, создать ребенку другие условия обучения, чтобы он имел возможность общаться с детьми, имеющими аналогичные способности. Можно ускорить прохождение материала, использовать иную концептуальную модель, оборудовать учебные комнаты с обилием познавательных материалов, специальные классы, организовать группы продленного дня.
Любопытно наблюдение Рензулли, Смит, Рейс (1982 г.): «Этим детям часто преподают то, что им хорошо известно, в то же время даже в случае дифференцированного обучения этих детей могут возникнуть досадные пробелы в их образовании».
Учтите — нельзя делать вывод о склонности ребенка к какому-то предмету только потому, что он дается ему легче, чем другие. Детям необходимо давать возможность испробовать себя в различных областях знаний и видах деятельности.
Пассов (1982 г.) предлагает ряд основных принципов специализации программ для ребят разного возраста. Первый — они должны предусматривать углубленное изучение тем, которые интегрируют знания со структурами мышления. Далее: учебная программа для одаренных детей направлена на развитие продуктивного мышления, а также навыков его .практического применения; дает им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации; предусматривает наличие и свободное использование соответствующих источников; поощряет ребячью инициативу и самостоятельность, способствует развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой.
Пассов предложил и три стратегии специализации обучения. Первая из них связана с ускорением, ведь одаренные учащиеся способны быстрее осваивать учебный материал, чем их сверстники. Правда, ускорение таит в себе и некоторые опасности: может не хватить времени, может лишить выбора.
Вторая предполагает стимулирование одаренных детей на углубленное проникновение в изучаемый материал при более широком его охвате. А третья стратегия связана с качественно иным обучением. То есть программа вообще имеет принципиально новое содержание. Оно не является ни продолжением, ни более широким наложением того, что включается в общепринятую программу.
Карпе, Шведел, Уильмс (1983 г.) полагают, что она должна знакомить с материалом, который обычно не входит в стандартный учебный план, поощрять глубокую проработку темы и весь учебный процесс осуществляется в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательностью.
Эта программа делает акцентирование на более сложных видах деятельности, требующих абстрактных понятий и мыслительных процессов достаточно высокого уровня, дает большую мыслительную гибкость. Она содержит более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач, предоставляет широкие возможности для приобретения и демонстрации лидерских способностей, поощряет творческое и продуктивное мышление, создает эффективные предпосылки для расширения базы знаний и развития языковых способностей.
ОЧЕНЬ ВАЖНО четко представлять, каким должен быть учебный план для одаренных детей. Прежде всего он учитывает индивидуальные способности этих учеников и нацелен на максимальное их развитие. Дать ребятам возможность овладеть большим объемом информации, обогатить словарный запас, умение интегрировать и синтезировать информацию, участвовать в решении сложных проблем, анализировать ситуацию, умение рассуждать и построить гипотезы, применять идеи на практике, поощрять ребячью любознательность.
В творческом плане — это развитие дивергентного мышления, богатого воображения, индукции. В эмоциональной сфере — реалистическая Я-концепция, эмпатическое отношение к окружающим, терпимость к особенностям других людей, склонность к самоанализу, терпимое отношение к критике, настойчивость в выполнении задания, независимость в мышлении и поведении, соревновательность, уверенность в своих силах и способностях.
Но повторим еще и еще раз: основной фактор успеха всей программы обучения — это сам учитель, его личность, высокий профессионализм.
«Лицей» № 11–12 1992 год
Фото 1985 года из архива Елена Алатало